ГАБЕН ЖАН
(1904—1976)
Французский актер. Снимался в фильмах: «Бандера», «Славная
компания», «Пепе Ле
Моко», «Великая иллюзия», «Красавчик», «Набережная туманов»,
«Человек-зверь»,
«Буксиры», «Мегре расставляет силки», «Отверженные», «Героин»,
«Кот» и др.
Жан-Алексис Монкорже (Габен) родился 17 мая 1904 года в
пригороде Парижа
Мерьель. Его отец, Фердинанд Монкорже (по сцене Фердинанд Габен),
был актером.
Мать, Мадлен Пети, умерла рано.
Семья часто переезжала с места на место. «Я был сорванцом, для
которого школа, к
примеру, всегда напоминала тюрьму, откуда надо было убежать,
чтобы не лишиться
жизни. Я ненавидел учебу, и это во мне осталось надолго. Учеба
была худшим из
наказаний, а поскольку меня заставляли ходить в школу силой, я
испытывал их
немало, пока не ушел из нее в четырнадцать лет».
Отец видел его продолжателем актерской династии, но
Габен-младший бросил школу
вовсе не ради подмостков. Жан трудился на ремонте
железнодорожного полотна,
затем был курьером в Парижской компании электричества.
В 1923 году он пришел в труппу «Фоли Бержер» на роль статиста. И
хотя Габен все
еще не считал профессию актера своим призванием, после службы во
флоте он
вернулся на сцену.
Знакомство со звездой мюзик-холла, певицей Мистенгет,
пригласившей его
участвовать в своих спектаклях в «Мулен-Руж», мало что изменило
в творческой
судьбе Габена. Он по-прежнему пел, танцевал, улыбался в
парижском ревю. В 1927
году Жан в составе труппы гастролировал по Бразилии.
С появлением звука в кино стали экранизироваться оперетты. Некий
Гаргур уговорил
Габена пройти на пробы на студии «Жуанвиль-Ле-Пон». Это предло-
жение было тем более кстати, что в новом спектакле «Приключения
короля По-золя»
в «Буфф-Паризьен» для Жана роли не нашлось.
В конце 1930 года Габен играл приказчика Гриво в экранизации
оперетты «Каждому
свое» режиссера Ганса Штейнхофа. «После двух или трех фильмов я
заметил, что чем
меньше меняется мое лицо, тем «правдивее» я выгляжу, а при
монтаже все те
чувства, которые я стремился передать, делались очевидными без
всякой
утрировки», — говорил актер.
Если и не все ранние ленты Габена, снятые на «предельной
скорости», остались в
памяти, то какие-то оказались не лишенными достоинств. «В первый
раз я открыл
Жана в «Сиреневом сердце», — вспоминал режиссер Жан Гремий-он. —
Мы были в кино
вместе с Рене Клером. Смотрели хороший фильм Литва-ка, но нас с
Рене Клером
больше всего поразила игра нового актера, Жана Габена. По правде
говоря, он не
«играл», а жил на экране «естественной» жизнью, но мы понимали,
сколько надо
работать и сочинять, чтобы добиться подобной «естественности» и
чтобы зритель не
заметил этих трудов; его игра была новаторски проста и эффектна
для того
времени...»
На съемках «Прекрасной морячки» (1932) Жан познакомился с Мадлен
Рено. В роли
обманутого мужа и преданного друга Жан заслужил похвалы критики
тех лет. «Он
естествен, излучает доброту, снисходительность. Удивительно
видеть, сколь много
он извлекает из простого движения бровями, из пожатия плечами,
из барабанящих по
столу пальцев»
Для тех, кто не знал его, Жан казался грубым и невоспитанным. На
самом деле
Габен был сентиментальным человеком. Партнерши считали его
«очаро-вашкой». Как и
во времена «Фоли», он веселил и забавлял, был нежным и ухажи- j
вал за женщинами
с деликатной неотступностью, задаривая их цветами.
Осенним вечером, во время обеда у друзей в Саннуа, Жан
познакомился с молодой
эффектной женщиной. Она танцевала обнаженной в «Казино де Пари»
и «Аполло» под
именем Дориан (на самом деле ее звали Жанной Мошен). 23 ноября
1933 года, на
следующий день после похорон отца, Жан сочетался с ней браком.
Церемония
происходила в узком кругу и очень скромно. Сердце молодожена
раздирали
противоположные чувства — боль от потери и радость будущего, как
он верил,
счастья...
После того как страсть улеглась, Габена начала раздражать
властность Дориан и ее
стремление вести его дела. Супруги часто ссорились и терзали
друг друга, вплоть
до окончательного разрыва в июне 1940 года.
Габен в начале 1934 года начинает сниматься у режиссера Жюльена
Дюви-вье. В
фильме «Мария Шапделен» Жан играет роль одинокого траппера, в
«Бан-дере» — Пьера
Жильета, беглеца, человека вне закона, в «Голгофе» — Понтия
Пилата. Дювивье
буквально ухватился за волшебную способность Габена к
«правдивости секунды».
В 1( 36 году Дювивье поставил «Славную компанию». Картина не
нашла отклика у
зрителей. «Мы все, а особенно я, верили в успех «Славной
компании», —
рассказывал Жан Габен. — Нам казалось, что эта история рабочих,
создающих
кооператив, была именно тем, что людям захочется увидеть
Народный фронт был на
подъеме. Речь шла о «поющем завтра» и о «прекрасных надеждах». И
на тебе!»
Еще не закончился год, как выходит еще одна картина Дювивье с
участием Габена —
«Пепе Ле Моко» по роману Роже д'Ашельбе. Безусловно, эта
гангстерская лента —
веха в творчестве актера. Жан сыграл гангстера столь правдиво,
что к нему стало
обращаться множество проституток, желавших «рабо-
тать»'на него. Кинокритик Сиклие писал: «Габен, довоенный, весь
тут, целиком, с
его добросердечием и вспышками гнева, с его физической
неподдельностью и
безотказной реакцией, с его миром загубленной жизни и
неудавшихся побегов,
миром, где женщина — всегда роковая — остается недостижимой
мечтой...»
В 1936 году Габен начинает сотрудничать с Жаном Ренуаром — в
модернизированной
экранизации «На дне» Горького он сыграл Пепла. Режиссер
вспоминал: «...Габен
достигал вершин выразительности, когда ему не приходилось
повышать голос. Актер
громадного масштаба, он добивался величайших эффектов самыми
простыми способами.
Специально для него я придумал в фильме сцены, которые можно
было сыграть
шепотом. Мы не сомневались, что подобный стиль игры завоюет мир
и появится
легион шепчущих актеров. Но результаты этой моды не всегда
удачны. Габен легким
подрагиванием своего невозмутимого лица способен передать самые
бурные чувства.
Другому актеру пришлось бы вопить, чтобы добиться сходного
эффекта. Жан потрясал
зрителей, едва моргнув глазом».
Очевидно, что прежде всего общий вкус к радостям жизни, в
частности к прелестям
кухни, сблизил Габена и Жана Ренуара. Еще больше и глубже
сближала их общая
любовь к природе, к земле, к традиционным ценностям, а также
чувство
принадлежности к истинно французской культуре и осознание своих
корней.
Следующая их совместная картина «Великая иллюзия» (1937) собрала
ряд
международных премий, в том числе в Венеции. Образ авиамеханика
Мареша-ля,
попавшего во время Первой мировой войны в плен к немцам, при
всей своей простоте
и скромности, — одна из вершин мирового киноискусства.
Теперь Жан Габен, что называется, нарасхват. Его приглашает
Гремийон, снимавший
«Красавчика». Герой картины, унтер-офицер, разбивает женские
сердца, но затем
губит свою жизнь за стойкой бара, терзаясь страстью к красивой
потаскушке (ее
играла Мирей Бален). В итоге он убивает свою мучительницу и
обретает свободу.
После «Красавчика» Габен вместе с Мишель Морган разыграл
трагическую историю
любви в «Набережной туманов» (1938) Карне. Пресса назвала их
«идеальной парой
французского кино». Жан, солдат-дезертир, и Нелли обмениваются
знаменитыми
репликами: «Знаешь, у тебя чудесные глаза...»— «Поцелуй меня ..»
В то время они
взволновали одних и шокировали других. И действительно, еще ни
разу на экране
женщина не осмеливалась потребовать от мужчины поцелуя с таким
простым
бесстыдством, с таким желанием в прекрасных глазах...
«Габен — это обнаженная истина, которую навязывает вам экран, —
писала Морган в
книге «Такими глазами». — Он не играет своего героя, он живет в
нем. Его
естественность увлекает меня».
В следующем фильме Ренуара «Человек-зверь» (1938) Габен
необычайно правдиво и
искренне играет машиниста Лантье. Чтобы лучше понять своего
героя, Жан научился
водить локомотив. Картина имела небывалый успех как у публики,
так и у прессы.
Пьер Семар, генеральный секретарь Федерации железнодорожников,
вручил актеру
почетный диплом машиниста и традиционную масленку.
Популярность Жана Габена растет. Растут и его гонорары: перед
войной он получал
миллион франков за роль.
С простотой и сердечностью актер играл простых людей в картинах
Марселя Карне. В
одном из эпизодов фильма «День начинается» (1939) рабочий-фор-
мовщик (Габен) смотрится в зеркало и признает, что один глаз у
него грустный,
другой веселый. Такая противоречивость свойственна многим героям
Габена — они
обладают мужеством, но в то же время легко ранимы.
На съемочной площадке картины Гремийона «Буксиры» (1940) судьба
снова свела его
вместе с Мишель Морган. Для французов фильм этот был запоздавшим
дуновением
прежнего, утраченного времени. Мишель Морган в роли таинственной
женщины,
появляющейся невесть откуда во время бури и уходящей в
неизвестность.. Жан Габен
— морской волк, переживший неожиданную любовь, заранее
обреченную злым роком на
трагический конец... Одинокие прогулки влюбленных по пустому
пляжу, брошенный
хозяевами дом в песчаных дюнах... Безумная стихия во время
шторма... «Как
соблазнителен мужчина, которого соблазняют, — я была покорена, —
признается
позже Мишель. — Мы лихорадочно стремились наверстать упущенное
время. У нас его
было так мало впереди! Но мы этого не знали». Эта любовь,
которую, как все
считали, они тайно переживали уже долгие месяцы, началась летом
1939-го...
В начале Второй мировой войны Габен оказался в Голливуде. Мишель
Морган
познакомила его с красивой белокурой танцовщицей Джинджер
Роджерс. Затем Габен
сошелся с Марлен Дитрих. Несомненно, немецкая актриса бьша
влюблена в Габена. И
в жизни Жана эта неординарная женщина значила очень много...
В Голливуде он успел сыграть в «Лунном приливе» Майо и
в.«Самозванце» Дювивье. В
середине апреля 1943 года офицер-оружейник Габен получил
назначение на корабль
сопровождения «Элорн». В районе мыса Тенес на конвой напали
вражеские самолеты.
Габен чудом остался жив. Затем он служил инструктором в школе
морских
пехотинцев, затем командовал танком «Суффлер II». Самой дорогой
наградой в своей
жизни он считал орден «За боевые заслуги».
В 1946 году он вернулся в кино. Вместе с ним в фильме «Мартен
Руманьяк» (1946)
играла несравненная Марлен Дитрих. «Не могу сказать, что это был
хороший фильм,
хотя сценарий, когда мы его читали, нам нравился, — писала
Дитрих. — Война
только недавно окончилась, не хватало электричества, угля,
продуктов... На сей
раз уже Габен помогал мне в языке. Небрежный разговорный
французский был здесь
непозволителен. Габен учил меня стягивать слоги и сидел рядом с
камерой, когда я
играла сцену без него. Терпение его было достойно восхищения...»
Картина в прокате провалилась. Марлен вернулась в Голливуд.
Габен женился на
красавице Доминик Фурье, которая внешне напоминала Дитрих (ее
даже принимали за
младшую сестру голливудской звезды). Брак оказался удачным. Жан
прожил с Доминик
27 лет, они воспитали сына Матиаса и двух дочерей — Флоранс и
Валери.
В 1947 году Габен создает убедительный образ финансиста Люссака
в картине
Раймона Лами «Зеркало». Затем он снимается в фильмах «По ту
сторону решетки»
(1948) Клемана, «Мария из Порта» (1949) Карне, «Легче
верблюду...» (1950)
неореалиста Дзампы. Габен был удивительно органичен и в
сентиментальной истории
Лакомба «Ночь мое царство» (1951). Его герой, машинист Рай-мон
Пенсар,
потерявший во время аварии зрение, находит духовную поддержку в
католическом
институте. На XII Венецианском кинофестивале Габен получил
премию за лучшую
мужскую роль.
Жан долго хранил верность черно-белому кино. В цвете он снимался
неохотно, чаще—
в костюмных, постановочных фильмах, таких как «Французский
канкан» (1954), где
он танцует, как в юности, или «Отверженные» (1957), в которых он
играл Жана
Вальжана.
В 1950-х годах Габен создает целую галерею так называемых
«сильных людей». В
работе актера появляется расчетливость — точность распределения
«своих» и «не
своих» сцен, ударных и проходных эпизодов. Его усталое, чуть
показное мастерство
как бы входит в плоть и кровь героев; они всегда и прежде всего
мастера, мэтры,
независимо от того, адвокат он в фильме Клода Отан-Лара «В
случае несчастья»
(1958) или художник в фильме «Через Париж» (1956).
Согласившись на роль комиссара Мегре в экранизации романов
Сименона, Габен
отправился подбирать костюмы в «Ля Бель Жардиньер». Вспомнив о
дедушке Монкорже,
мостильщике улиц, оставившем после себя образ «порядочного
человека» — в брюках
на подтяжках и в то же время с ремнем, — он «одел» Мегре в
аналогичный реквизит.
Его комиссар курил трубку, что с Жаном частенько случалось и в
жизни.
Мегре в исполнении Габена — не следопыт, он знаток жизни,
воплощение здравого
смысла, прозаического взгляда на мир. Жан-Люк Годар, посмотрев
фильм «Мегре
расставляет силки» (1957), писал: «Никогда не будет сказано
достаточно о великом
таланте Жана Габена».
В 1958 году Габен снимается вместе с Брижит Бардо в фильме Клода
Отан-Лара «В
случае несчастья». Их пикировка в прессе предвещала страшнейшие
бури. Ко
всеобщему удивлению, артисты встретились как старые друзья.
После рождения сына
Габен больше не хотел сниматься в любовных сценах. «В случае
несчастья» был
последним фильмом из этого ряда.
Он любил актеров. «Малыш» — его обращение к тому, кто мог бы
быть его «сыном» и
кого он хотел бы видеть рядом с собой в кино и в жизни.
«Малышами» для него были
Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье...
С Бельмондо Габен встретился на съемках картины «Обезьянка
зимой» (1962), с
Аленом Делоном — в «Мелодиях подземелья» (1963). Его отношения с
Аленом были
совсем иными, чем с Жан-Полем. Это объяснялось непохожестью
характеров двух
молодых актеров. Бельмондо был раскован в работе и личных
отношениях, Делон же
не скрывал уважения и восхищения мэтром. Габен был высокого
мнения о Депардье:
«Этот сможет играть все мои роли!»
В 1963—1968 годах Габен участвовал в семи фильмах компании «УФА»
— «Комасико».
Один из них, «Гром небесный» Дени де Ла Пательера, принес ему
самый большой
успех в послевоенные годы — только в Париже картину посмотрело
около миллиона
человек.
Жан Габен обладал прекрасным комическим даром. Успешным оказался
его дуэт с
Бурвилем («Через Париж»). В 1965 году вместе со своим другом
Фернанделем Жан
создал фирму «Гафер». Первым ее детищем был фильм «Трудный
возраст». Это
трогательная история о двух стариках. Они влезали в дела своих
отпрысков,
вызывали небольшую драму, и все заканчивалось всеобщим
примирением. Съемки
велись слишком быстро и без особой подготовки. Результат был
удручающим, и фильм
не получил такого успеха, на который рассчитывали Жан и
Фернандель. Габен забыл
о своем нерушимом принципе: во-первых, хорошая интрига,
во-вторых, хорошая
интрига, в-третьих, хорошая интрига.
В другой комедии, «Татуированный», Габен снова встретился с Луи
де Фюнесом. Он
уже дважды работал с ним («Через Париж» и «Джентльмен из
Эпсома»). В небольших
совместных сценах первых двух фильмов Жан и Луи, похоже, нашли
общий язык.
Комическая сила де Фюнеса и его динамизм завораживали Жана и
доставляли ему
удовольствие. Однако «Татуированный» оказался неудачей во всех
отношениях: фильм
не пользовался успехом, был
неинтересен с художественной точки зрения, а кроме того, Жан и
де Фюнес
постоянно ссорились во время съемок...
Потребность актера в сосредоточенности была такова, что гвоздь
из кармана
машиниста, упавший на мягкую поверхность площадки, выводил его
из себя. Он метал
громы и молнии, когда его приглашали на съемочную площадку,
когда приготовления
еще не были закончены. Долгое стояние или бесцельное хождение
приводило его в
ярость. Ему казалось, что над ним издеваются. '
В 1970 году Габен приступил к съемкам фильма «Героин». Нетрудно
понять, что
подкупило Жана Габена в персонаже Антуана Маруйера, царящего на
четырехстах
гектарах земли и над своим семейством. «Этот нормандский
патриарх, крупный
землевладелец, который хочет быть хозяином в своих владениях и
сам творит
правосудие, некоторыми чертами схож с Жаном Монкорже — Габеном в
частной жизни,
распоряжающимся на земле, которую он приобрел на средства,
заработанные в кино»,
— писал Жак Сиклие. Можно, конечно, поспорить с киноведом, но в
одном он
действительно прав: Габен любил проводить время в своем обширном
поместье
Пишоньер, поглотившем все его состояние...
В фильме «Кот» (1971) Жан Габен играл вместе с Симоной Синьоре.
Относительный
неуспех ленты явился для него большим разочарованием. Следующая
картина «Черный
флаг реет над котелком» (1971) была интересна для него только
тем, что он в
первый и единственный раз снялся у Мишеля Одияра.
«Он не мог отказаться от работы, — пишет его дочь, ассистент
режиссера Флоранс
Габен. — Нужно было видеть, как он каждое утро приходил на
студию и появлялся на
съемочной площадке с таким видом, как будто его заставили сюда
прийти. Но ведь
его не заставляли — это было лишь стыдливым прикрытием того, что
в таком
возрасте он все еще любил свою работу...»
Коммерческий успех «Двоих в городе» (1973) и «Приговора» (1974),
где звездами
наравне с ним были Ален Делон и София Лорен, не принадлежал ему
полностью и не
стер в памяти зрителей предыдущие провалы Габена. К тому же он
слишком громко
заявлял о своем уходе и попал в собственную западню. В
1975 году мэтр Жан не снимался.
Когда Габену надоело кинематографическое безделье, продюсер
Жерар Бейту
предложил ему сыграть в картине «Святой год» у режиссера Жана
Жиро. Съемки
начались в начале 1976 года. На многое эта полицейская комедия
не претендовала.
Габен снова «надевал» костюм старого вора в законе, бежавшего из
тюрьмы вместе с
молодым уголовником (Жан-Клод Бриали), чтобы отправиться во
время святого года в
Рим, где была еще до ареста припрятана добыча от грабежа.
«Святой год» стал его последним фильмом. Жан Габен умер 15
ноября
1976 года, незадолго до этого получив орден «За заслуги». В
пятницу 19 ноября
семья и несколько ближайших друзей — Жиль Гранжье, Ален Делон,
адмирал Желине и
его супруга — взошли на борт сторожевика «Детруайа». Корабль
ушел в открытое
море на двадцать миль от Бреста. Экипаж выстроился на палубе, и
капитан Пишон
опустил урну с прахом великого актера в море. Такова была воля
покойного. Матиас
и Флоранс бросили в море букет фиалок, любимых цветов отца... |