НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
РИШАР ПЬЕР
(р. 1934)
Французский актер. Снимался в фильмах: «Рассеянный», «Высокий блондин в черном
ботинке», «Возвращение высокого блондина», «Игрушка», «Приманка» («Невезучие»),
«Укол зонтиком», «Соучастники» («Папаши»), «Беглецы», «Налево от лифта», «1001
один рецепт влюбленного кулинара» и др. Постановщик документального фильма
«Расскажите мне о Че».
Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей родился 16 августа 1934 года в Валенсьене,
в респектабельной семье крупного текстильного промышленника.
Во время учебы в пансионе он использовал всякую возможность, чтобы разыграть
клоунаду, умело пародируя окружающих. «Овладевать профессией я начал в пансионе,
чтобы спасти свою шкуру», — шутливо замечает Пьер Ришар.
Он должен был сделать блистательную карьеру либо на государственной службе, либо
в частном секторе. Однако Пьер, утверждают его друзья, был «спа-
сен» своим отцом. Ришар-старший истратил семейное состояние на скачках и охоте,
на которые обычно брал с собой сына.
Едва достигнув совершеннолетия, Пьер решает стать актером. Он покидает Валенсьен
и отправляется в поисках артистического счастья в Париж. Пьер поступает на
знаменитые драматические курсы Шарля Дюллена, а затем проходит стажировку у
самого Жана Вилара. Однако работал он в основном «на выходах», а у Ришара явно
не хватает терпения жить в ожидании «настоящей роли», к тому же его всерьез
увлекает эстрада.
Вместе со своим другом Виктором Лану Ришар сочиняет короткие юмористические
скетчи и в течение нескольких лет выступает с ними на подмостках кафе-театров,
рядовых кабаре и престижных мюзик-холлов.
Однажды, узнав, что Морис Бежар ищет актеров, которые умеют танцевать, Пьер
отправился на просмотр. Хореограф был в восторге и предложил ему место в своей
труппе.
«Рассеянный» — так и назывался фильм актера и режиссера Пьера Ришара, вышедший
на экраны Франции в 1969 году. За два года до этого Ришар познакомится с одним
из талантливейших французских комедиографов Ивом Робером, который предложит ему
небольшую роль в своем фильме «Блаженный Александр» (1968). (Впервые же Ришар
появился на экранах в 1957 году в ленте Ж. Беккера «Монпарнас, 19».) Именно
Робер посоветовал Ришару самому снять «Рассеянного», замысел которого тот
вынашивал в течение нескольких лет. А спустя еще несколько лет, уже завоевавший
огромную популярность Пьер Ришар в схожей ситуации убедит своего друга
сценариста Франсиса Вебера испытать свои силы в режиссуре, — так появится
«Игрушка».
Имена сценариста Франсиса Вебера и режиссера Ива Робера стоят в титрах дилогии о
приключениях «высокого блондина». Прозвище «высокий блондин» прочно закрепилось
за актером после выхода в 1972 году на экраны «Высокого блондина в черном
ботинке» и последовавшего за ним продолжения — «Возвращение высокого блондина»
(1974). Излюбленный персонаж Пьера Ришара по имени Франсуа Перрен, рожденный
фантазией Вебера-сценариста, в дальнейшем не случайно сохранит свое экранное имя
в первых двух фильмах Вебера-режиссера — «Игрушке» и «Невезучих» (в «Папашах» и
«Беглецах» он станет Франсуа Пиньоном).
В 1974 году Ришар снимается в комедии Клода Зиди «Горчица бьет в нос» («Он
начинает сердиться»). В каких только передрягах не оказывается герой Пьера
Ришара в эксцентрической комедии Клода Зиди «Не упускай из виду» (1975) —
скромный банковский служащий, которого превратности судьбы бросают в круговерть
самостоятельных поисков налетчиков кассы!
Сатирическую комедию Франсиса Вебера «Игрушка» (1976) Ришар относит к числу
своих самых любимых. Необычный сюжет настолько увлек актера, что тот не только
согласился сыграть в нем главную роль, но и взялся финансировать картину — при
условии, что постановщиком ее будет сам Вебер.

Так появилась на экране эта трагикомическая история взаимоотношений
избалованного сынка газетного магната и выбранной им в магазине новой «игрушки»
— живого и вполне преуспевающего до этого злополучного момента журналиста
Франсуа. История эта, начинающаяся как причудливое фарсовое действо, постепенно
перерастает в глубокую психологическую драму. В «Игрушке» проявился незаурядный
драматический талант Пьера Ришара, широта его творческого диапазона.
В 1978 году Пьер Ришар снялся в криминальной комедии Жерара Ури «Побег», где его
партнером был старый приятель Виктор Лану.
В «Уколе зонтиком» (1980) Жерара Ури Пьер Ришар очень смешон в роли неудачника
актера, по собственному недоразумению втянутого в злоключения банды мафиози,
которая принимает его за наемного убийцу.
С Жераром Депардье он сыграл в нескольких фильмах. Пьер Ришар рассказывает, что
поначалу в фильме «Приманка» («Невезучие») Вебер прочил ему в партнеры Лино
Вентуру. Однако тот отказался от этого предложения, вероятно, не желая повторять
характер, во многом схожий с тем, что он играл в «Зануде», сценарий которого
принадлежал перу того же Вебера. Тогда и появился Жерар Депардье.
Первый же фильм новоявленного дуэта «Невезучие» (1980) стал рекордсменом
французского проката, собрав в одном только Париже св'ыше полутора миллиона
зрителей. Феномен этого успеха, который режиссер не преминул развить в
дальнейшем, основан на столкновении двух полярных натур, двух масок, одна из
которых сама неуклюжесть, неприспособленность, бестолковость, гая — суровая
мужественность, уверенность, целесообразность.
Отправная сюжетная точка в «Папашах» (1983) во многом схожа с завязко]
«Невезучих». Герой Ришара, на этот раз более уравновешенный (но не настоя ко,
чтобы не вляпаться в очередную переделку) и значительно более сентима тальный
(чему в немалой степени способствует сюжет), узнает от своей старинной
возлюбленной о том, что у него есть уже ставший взрослым сын. Той же новостью
она ошеломляет другого поклонника своей юности — напористого газетного репортера
Жана Люка, героя Депардье. Р фильме особенно интересно наблюдать за тем, как
забавная пара Ришар — Депардье, два убежденных холостяка, постепенно начинают
понимать прелести своего отцовского положения, ревниво будут отыскивать
продолжение собственного характера в поведении неразумного чада.
Мелодраматические нотки в комедии с криминальным сюжетом еще более настойчиво
звучат в «Беглецах» (1985). Роль в этой картине, наряду со своим персонажем в
«Игрушке», Пьер Ришар считает лучшей в своей творческой биографии. В оценке
актером собственной работы есть своя логика. В характере героя Ришара в
«Беглецах», пусть не столь полно, как в «Игрушке», реализовано неоднократно
высказываемое актером желание к насыщению комедийного персонажа иными жанровыми
красками, драматической углубленности роли.
В очередной комедии Эдуарда Молинаро «Налево от лифта» герой Ришара вновь
попадает в нелепые ситуации... «Во всех моих ролях есть частичка меня самого —
застенчивого, не умеющего общаться с людьми, с замедленной реакцией, — говорит
Ришар. — И я действительно постоянно становлюсь жертвой собственной
рассеянности, теряя ключи, бумаги, кредитные карточки. Вместе с тем я боец —
иначе нельзя актеру».
С годами желание делать что-то иное, в творческом отношении принципиально новое
не покидает актера.

В 1988 году Пьер Ришар осуществляет постановку документального фильма о
легендарном Эрнесто Че Геваре — человеке, чей образ стал символом свободы и
мужества. «Расскажите мне о Че» — так называется эта 50-минутная документальная
лента, вызвавшая большой резонанс в декабре 1988 года на фестивале Нового
Латиноамериканского кино.
Ровно двадцать лет, по словам актера, он вынашивал замысел постановки фильма о
Геваре, «человеке, чей дух был во власти идеи, кто бросил вызов обывательскому
существованию», а на двадцать первый, на свой страх и риск, прихватив с собой
видеокамеру, отправился на Кубу.
На Кубе Пьера Ришара в память о его самом популярном персонаже в шутку окрестили
«Запато негро» — «черный ботинок» В течение месяца Пьер Ришар вместе со своей
небольшой съемочной группой колесил по стране, беседовал с людьми, близко
знавшими Че Гевару, встречался с его сестрой, старшей дочерью Ильдитой, изучал
архивные материалы, связанные с жизнью Че и его революционной борьбой,
просмотрел тысячи метров пленки кинохроники.
«Отшельничество и бунт, эти два свойства характера Че, я чувствую в себе с
самого детства, — говорит Пьер Ришар. — С обычного бунта за право распоряжаться
своей судьбой началась и моя актерская жизнь».
Депардье призывал своего друга поставить для Авиньонского театрального фестиваля
«Свадьбу Фигаро» и самому сыграть заглавную роль, но Ришар, обуреваемый вечными
сомнениями, так и не решился.
Долгие годы Ришар страдал комплексом неполноценности, считал себя хуже других
актеров и называл себя рабом своего героя. С годами это чувство почти прошло. Но
и сейчас он болезненно реагирует на неудачи. Пьер очень расстроился, когда не
нашел себя в списке 30 лучших актеров Франции, который опубликовал журнал
«Эвенман дю жеди»: «Будто я вовсе не существую». Основанная Ришаром кинокомпания
«Фиделина фильм», занимающаяся как производством, так и прокатом картин, заметно
процветает.
По мнению Ришара, комедия — самый трудный из жанров кино, в котором каждый кадр
требует математического расчета. Сегодня комедия в кризисе. Ее дискредитируют
пошлые ленты, да к тому же нет интересных сценариев.
Пьер Ришар делает то, что ему по-настоящему интересно. Но это не всегда приносит
успех. Фильм «Шахматная партия», где он играет неожиданную для себя роль
пастора, во Франции провалился.
В начале 1994 года Ришар побывал в Москве. «Передо мной широко распахивались все
двери, начиная с таможни, — восторженно рассказывает актер. — Открывались
закрытые в эти дни музеи.. Но главное, я не мог сделать шагу на улице, чтобы
меня не остановили мои поклонники... Однажды ночью на Красной площади две
старушки, узнав меня, плакали на моей груди и осеняли крестом. И я понял, что
между мной и русским народом существует какая-то необъяснимая любовь, алхимия
взаимного притяжения».
Ришар, видимо, окончательно смирился с тем, что он обречен нести свой крест —
играть одну роль — милого и рассеянного, смешного и неловкого человека, роль,
которая принесла ему мировую известность.
Долгие годы Ришар жил на барже «Эдрашт». Баржа покачивается на Сене в самом
центре Парижа, у моста рядом с площадью Конкорд, образуя вместе с другими целую
деревушку на воде.
В начале 1990-х годов, не без влияния Депардье, который занялся производством
вина в Бургундии, Ришар купил себе поместье в местечке Грюиссон на юго-западе
Франции. Вместе с двумя сыновьями и возлюбленной Аишей (с
первой женой Пьер развелся) он увлеченно возделывал виноградники, получая
хорошее вино «Шато Бель Эвек».
В 1996 году Пьер снялся в фильме грузинского режиссера Наны Джорджадзе «1001
рецепт влюбленного кулинара» (сценарий Ираклия Квирикадзе).
Осенью 2001 года Пьер Ришар снова приехал в Россию. На этот раз он привез
спектакль «Страсти по Ришару». Спектакли с участием великого комика прошли с
большим успехом. Чуть раньше Пьер Ришар снялся во втором грузинском фильме Наны
Джорджадзе «Лето, или 27 потерянных поцелуев». Картина с успехом шла на
Елисейских полях Парижа...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  © 2008
     
Hosted by uCoz