ДУЗЕ ЭЛЕОНОРА
(1858—1924)
Итальянская актриса. Выступала с огромным успехом во многих
странах мира. Играла
в пьесах А. Дюма-сына, Г. Д'Аннунцио, М. Метерлинка и др.
Элеонора Джулия Амалия Дузе роди-
лась 3 октября 1858 года в
гостинице «Зо-
лотая пушка» в Виджевано, ломбардском городке, находившемся в то
время в
подчинении у Австрии.
Дед Элеоноры, Луиджи Дузе, был последним из крупных
представителей комедии дель
арте. Отец Элеоноры, Винченцо Алессандро, страстно любил театр и
живопись. Его
жена, Анджелика Каппеллет-то, происходившая из крестьянской
семьи, никогда не
выступала на сцене. Лишь выйдя за Алессандро, она стала иногда
участвовать в
спектаклях.
Маленькой труппе, к которой принадлежали Алессандро Дузе и его
жена, приходилось
все время кочевать с места на место, голодать и переживать
вечную неустроенность
бродячей жизни бедняков-актеров.
В семь лет Элеонора Дузе уже изъездила вдоль и поперек
Ломбардию, Пьемонт,
Венецианскую область, Истрию и Далмацию. Еще не научившись как
следует говорить,
она уже сделала первые шаги на сцене. Дузе выступала в роли
Козетты в
«Отверженных» Гюго. После смерти матери двенадцатилетней
Элеоноре, как дочери
капокомико (руководителя группы), пришлось заменить ее в театре.
Окончательное утверждение молодой актрисы на сцене произошло 1
августа 1879 года
после исполнения ею роли Терезы Ракен в одноименной мрачной
драме страстей Эмиля
Золя. В мае 1881 года Элеонора вышла замуж за актера Тебальдо
Кекки.
Некоторые критики сравнивали Дузе с Эме Дюкле, исполнительницей
пьес Дюма-сына.
Элеонора сразу почувствовала в ней родственную душу и загорелась
желанием
продолжать ее деятельность, прерванную преждевременной смертью.
Дузе возобновила
«Жену Клода», «Свадебный визит» Дюма-сына. Затем добилась
постановки «Сельской
чести» Верга. Эта лаконичная драма привлекла ее простотой формы
и глубокой
поэзией чувств: «...Две женщины— торжествующая соблазнительница
и маленькое
доверчивое существо — соблазненная. Вина наглая и вина
стыдливая, жестокость
красоты и бессилие доброты. Двое мужчин, и ни один из них не
встает на защиту
жертвы». Премьера спектак-
ля состоялась на сцене театра «Кариньяно» 14 января 1884 года.
Многочисленные
зрители были охвачены неописуемым восторгом.
Через год, во время гастролей в Риме, граф Примоли прочитал
актрисе новую драму
Дюма-сына «Дениза». Дузе показалось, что героиня пьесы — это она
сама,
целомудренная, замкнутая девушка-подросток. Она тотчас
приступила к репетициям.
«Дениза» была поставлена на сцене театра «Балле». По окончании
последнего
спектакля перед театром собралась толпа зрителей, встретившая
появление актрисы
криками: «Да здравствует Дузе! Да здравствует наша Дузе!» Шумная
процессия с
бенгальскими огнями проводила триумфаторшу до самого дома.
Летом она с труппой Чезаре Росси отправилась в Южную Америку.
Этими первыми
заграничными гастролями начались для Дузе бесконечные скитания
по свету. Рио-де-
Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес... Когда у нее спрашивали,
какую страну она
предпочитает, актриса отвечала: «Переезд».
В это время на долю Элеоноры выпало тяжелое испытание. Чувство,
соединившее ее и
актера Флавио Андо, неизбежно привело к разрыву с мужем.
Тебальдо Кекки остался
в Аргентине. Она пообещала погасить его долги и заботиться о
содержании
маленькой дочери, которая осталась на попечении отца.
В марте 1886 года Дузе создала «Труппу города Рима», директором
и премьером
которой стал Флавио Андо. В течение шести-семи лет жизнь актрисы
протекала,
пожалуй, довольно благополучно. Переходя из театра в театр, она
от спектакля к
спектаклю завоевывала все большую популярность. Итальянский
театральный критик
Ярро писал: «По-видимому, из всего, что замечаешь в ней, самым
своеобразным
является жест. В некоторых сценах, особенно в эмоциональных,
почти каждое слово
у нее сопровождается жестом. Я бы сказал, что ее длинные руки —
это крылья
разума, которые служат ей, чтобы доносить до каждого зрителя
смысл того, что она
говорит...»
22 ноября 1888 года, в бенефис Элеоноры в миланском театре
«Мандзони»,
состоялась премьера «Антония и Клеопатры». Спектакль принес Дузе
невиданный
успех. Однако, счастливо закончив турне по Италии, в последующие
месяцы она не
смогла найти на родине театра, который пожелал бы пригласить ее.
Поэтому снова
уехала за границу, где почти целый год играла на сценах Египта и
Испании.
13 марта 1891 года состоялось первое выступление Дузе в
Петербурге. На сцене
Малого театра она играла в «Даме с камелиями». Итальянка
заставила зрителей
плакать навзрыд над горестными переживаниями Маргерит Готье. На
следующий вечер
давали «Антония и Клеопатру». Зал был переполнен. То же самое
повторялось на
всех сорока пяти спектаклях, несмотря на повышенные Цены
билетов. В тот вечер в
зале находился молодой А.П. Чехов. В ночь на 17 марта, то есть
сразу после
спектакля, он написал своей сестре Марии Павловне: «Сейчас я
видел итальянскую
актрису Дузе в шекспировской «Клеопатре». Я по-итальянски не
понимаю, но она.так
хорошо играла, что мне казалось, что я понимаю каждое слово.
Замечательная
актриса! Никогда ранее не видал ничего подобного...»
Затем Дузе выступала в Москве, Харькове, Киеве, Одессе. Повсюду
ее встречали с
неподдельным восторгом. В Петербурге вышла в свет первая русская
монография о
Дузе; знаменитый живописец Репин написал ее портрет; ее
автографы,
Репродуцированные с благотворительной целью, раскупались
нарасхват.
Первое турне Элеоноры Дузе в России продолжалось почти год.
Актриса М.А.
Крестовская вспоминала: «Дузе не гримировалась, никогда не
надевала
париков, не надевала корсета. У нее была такая сильная
творческая воля, что ей
служило все ее существо: взгляд, губы, брови, лоб, каждое
движение. У нее была
еще одна особенность — реквизит оживал в ее руках: цветы, письмо
любимого
человека, обручальное кольцо Норы — все эти вещи жили в ее
руках. Но самое
главное, что ее отличало от всех актрис того времени, — это то,
что она играла
не текст роли, а ее подтекст. К.С. Станиславский пришел к этому
термину, когда
стал ставить Чехова. На губах Дузе вы читали не произнесенные ею
слова, в ее
глазах — не оформленные в слова, но промелькнувшие мысли».
Дузе интересовалась всем — и наукой, и литературой, и просто
жизнью. Она
выписывала книги из разных стран и на разные темы, в том числе и
философские.
Элеонора читала очень много. Сыграв в нескольких пьесах
Дюма-сына, она выучила
французский язык и вступила с автором в длительную переписку.
В ноябре 1892 года в берлинском «Лессинг-театре» состоялся дебют
Дузе в «Родине»
Зудермана. На другой день после спектакля автор писал жене в
Дрезден: «Это был
грандиозный вечер! Там была моя Магда, чистая, светлая... Теперь
уже никто не
посмеет ее обижать. Рассказать тебе о ее искусстве я просто не в
силах. Нашу
Магду она видит в идеальном свете, к тому же добавляет от себя
тысячи и тысячи
находок и всяких откровений...»
Известно, что из уважения к величию смерти Элеонора Дузе
избегала показывать ее
на сцене. Так и в «Родине» она перенесла сцену смерти отца Магды
за кулисы, и
зритель догадывался о случившемся лишь по поведению актрисы, по
охватившему ее
ужасу и смятению.
В январе 1893 года Элеонора Дузе прибыла в Нью-Йорк. Первое
знакомство с городом
буквально ошеломило ее. «...И я увидела огромный город, — писала
она
искусствоведу Риччи, — всюду колеса, экипажи, магазины и
странные здания, кругом
навязчивая реклама, шум и грохот... Ни единой улыбки живого
искусства, ничего,
на чем могли бы отдохнуть глаз и душа...»
Дузе выступала в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго и Бостоне. Она
не стала
продлевать гастроли, поскольку еще раньше заключила контракт с
лондонским
«Лирик-тиетр».
Свое международное турне она закончила 31 января 1894 года в
Мюнхене. Дузе стала
признанной властительницей дум в театральной жизни Германии. Г.
Гауптман писал:
«Для меня она самая великая актриса, более того, она —
олицетворение самого
искусства». В то время был принят термин «прозрачность», которым
определяли все
тонкое, нежное, уязвимое. Как раз этого эффекта прозрачности и
достигала
Элеонора, особенно когда передавала душевное состояние женщин,
сломленных
жизнью.
В Мюнхене Дузе распустила свою труппу. Расстался с ней и Флавио
Андо, который
перешел в труппу Лейгеба. Актеры преподнесли Элеоноре
трогательный адрес.
В сентябре 1894 года на отдыхе в Венеции Анджело Конти
представил Дузе двух
поэтов — Габриэле Д'Аннунцио и Адольфо де Бозиса. Встречи в
Венеции, разговоры
об искусстве буквально опьяняли Элеонору. Ей казалось, что имен-
, но Д'Аннунцио
создаст для нее произведение, которым она достойно завершит j
свой путь в
искусстве.
Через несколько месяцев, во время короткого отдыха в Венеции,
Дузе снова \
встретилась с Д'Аннунцио. Они говорили об искусстве, о театре, о
поэзии, а }
сердца их уже заключили меж собой тайный договор.
Пригласив на первые роли актера Альфредо де Санктиса, Дузе
отправилась в турне
по Европе, исколесив ее за год из конца в конец, после чего
начались
новые гастроли по Америке. В течение всего пребывания в США в
1896 году актрисе
оказывались королевские почести. В Вашингтоне президент Кливленд
присутствовал
на всех спектаклях Дузе и приказал украсить ее уборную розами и
белыми
хризантемами, цветами, которые она больше всего любила.
Изобретатель Томас Алва
Эдисон, не пропустивший ни одного спектакля, предложил записать
на фонограф
последнюю сцену «Дамы с камелиями». Увы, запись не удалась. В
Нью-Йорке Элеонора
познакомилась с художником Эдоардо Гор-диджани и тот вызвался
написать ее
портрет.
1 июня 1897 года Дузе уже выступает в Париже на сцене театра
«Ренессанс». Первый
спектакль —«Дама с камелиями». Несмотря на высокую цену за
билеты, зал был
переполнен. Первые три акта прошли в нервозной обстановке.
Начался четвертый акт
— апогей страданий и несчастной страсти героини. Здесь Дузе была
несравненна. И
зал был взят. Спектакль закончился под гром аплодисментов. Среди
восторженных
криков публики слышался голос Сары Бернар, из своей ложи
кричавшей вместе со
всеми: «Браво! Браво!»
По просьбе Дузе Д'Аннунцио написал пьесу «Сон весеннего утра».
Этот спектакль
также имел огромный успех. На премьеру прибыл президент
Французской республики
Феликс Фор.
В июле 1897 года Дузе рассталась со своей прекрасной квартирой в
Венеции и
переехала в скромную виллу в Сеттиньяно, неподалеку от
Флоренции. В марте
следующего года ее соседом стал Д'Аннунцио, поселившийся в
Каппончине. Именно
тогда он и окрестил домик Дузе именем «Порциункола».
Актриса с успехом играет в «Родине», «Второй жене» Пинеро,
«Трактирщице» и «Жене
Клода». Она всегда разная, всегда новая, всегда оригинальная.
12 июня 1898 года имя Элеоноры Дузе было присвоено болонскому
театру «Брунетти».
«Хотелось бы, чтобы он стал храмом подлинного искусства», —
сказала она
посланцу, сообщившему ей эту приятную весть.
В сентябре 1899 года вместе с труппой Луиджи Рази она
отправилась в турне по
Швейцарии, Германии, Румынии, Венгрии, Австрии. Дузе писала
Д'Аннунцио из Виши:
«...Вот я уже в открытом море, снова вечные гостиницы... А ты
работай.
Благословен Господь, что направляет тебя!., жизнь скоротечна. Не
мешкай же на
своем пути...» И, выражая ему свою безграничную преданность,
добавляет: «...Я бы
хотела отдать тебе всю свою жизнь, чтобы помочь победить тому,
что в тебе не
должно умереть, — твоему благородству...»
Теперь Дузе играет в основном пьесы своего друга. «Джоконда»,
«Мертвый город»,
«Франческа да Римини»... В предисловии к трагедии «Франческа да
Ри-мини»
Д'Аннунцио посвящал ей следующие строки- «Это она на звонкий мой
смычок,
скрутивши, новый волос натянула и заново покрыла канифолью,
чтобы мощнее звуки
издавал...» И в заключение восклицал. «Пусть вечно в тайниках
души твоей
трепещет, негасим, огонь священный»
Элеонора целых два года посвятила репертуару, состоявшему почти
исключительно из
его пьес. Упорная неприязнь публики к пьесам Д'Аннунцио создала
для Дузе
финансовые затруднения, так что ей в конце концов пришлось
включить в свой
репертуар несколько пьес, обеспечивающих более верный успех. Тем
временем
Д'Аннунцио за двадцать восемь дней написал свое лучшее
произведение для театра —
«Дочь Йорио».
Премьера «Дочери Йорио» была назначена на 2 марта 1904 года в
миланском театре
«Лирико». Дузе попросила отсрочить премьеру на несколько дней. И
тут Д'Аннунцио,
подталкиваемый нетерпением, отказался перенести день премьеры и
поручил главную
роль Ирме Граматика.
После успеха «Дочери Йорио» итальянская публика стала относиться
к пьесам
Д'Аннунцио с большим доверием. Дузе телеграфировала из Рима
своей подруге Эмме
Гарцес: «Ожидаемая и одержанная победа искупает все... Она ни на
день не
задержалась, в этом истинное утешение. Так должно было быть».
Она всегда верила
в успех его драм, семь лет жила этой верой, жертвуя ради нее
своим временем,
славой, деньгами, желая воздвигнуть пьедестал для его искусства.
Играя почти
исключительно в пьесах Д'Аннунцио, Дузе осталась без денег, без
репертуара и,
более того, — тяжело больной. Убедившись в том, что больше не
нужна поэту, она
порвала с ним навсегда.
«Остановиться в искусстве — это значит отступить», — говорила
она. «Обновление
или смерть», — таково было ее кредо. Дузе обратилась к
произведениям Шелли.
«Какое светлое имя — Шелли! Как он любил жизнь, не искажая при
этом истин». Она
читает Еврипида. Потом находит и выбирает для постановки «Монну
Ванну»
Метерлинка, которую Адольфо де Бозис переводит для нее на
итальянский.
В мае 1904 года Дузе начинает сезон в миланском театре «Лирико».
Она ставит
«Даму с камелиями», «Кукольный дом» и «Монну Ванну». В одной из
рецензий,
посвященных ее выступлению, Лепорелло отмечал, что
«романтическая героиня
Маргерит Готье благодаря Дузе приобрела новый аромат юности и
элегантности».
Заслуга в том, что Маргерит Дузе помолодела, отчасти
принадлежала, несомненно,
Жану Филиппу Ворту. Дузе познакомилась с ним во время своего
пребывания в Париже
в 1897 году. С тех пор он до конца жизни остался ее преданным
другом,
бескорыстным и горячим помощником.
Успех на сцене и хорошие сборы как будто способствуют тому, что
у нее снова
появляется вкус к жизни: она элегантно одевается, встречается с
друзьями, бывает
в среде писателей и артистов, оказывая покровительство молодым и
малоизвестным.
Дузе играет в Лондоне. На сцене «Уолдорф-тиетр» она выступила во
«Второй жене».
Успех был невиданный. Бернард Шоу писал: «Дузе заставляет
поверить, что
разнообразие ее поз и прекрасных движений неистощимо. Все идеи,
малейший оттенок
мыслей и настроения выражаются ею очень тонко и в то же время
зримо...»
В течение четырех лет Дузе играет главным образом за границей и
почти
исключительно в пьесах Ибсена — в «Росмерсхольме», «Гедде
Габлер», «Женщине с
моря», наконец, в «Йуне Габриэле Боркмане». Ибсен стал ее добрым
гением, ее
светочем, поддержкой в ее трудной жизни
«Кто-нибудь из других актрис мог бы, наверное, сыграть Гедду с
большей
точностью. Но ни одной из них никогда не под силу подняться до
тех высот, до
каких поднимается Дузе», — писал известный немецкий критик
Альфред Керр.
Возможно, в одиночестве Гедды, в ее ненависти к окружающему миру
филистерства
Элеоноре виделось какое-то отражение ее собственной духовной
драмы.
«Вся жизнь была для меня дебютом, — заметила однажды Дузе, — и
когда после
спектакля в Берлине я смогла сказать то, что, мне кажется,
никогда уже больше не
смогу сказать: «Духи Росмеров, облагораживая душу, разрушают
счастье», — после
этого я поклялась в душе, что уйду со сцены». Правда, из
практических
соображений она продолжила гастроли. 1 февраля 1909 года Дузе
сыграла в «Женщине
с моря». Спектакль шел под нескончаемые овации. Затем она уехала
в Берлин и
после нескольких спектаклей в зените славы оставила сцену.
Дузе без особого успеха пыталась создать на свои средства
«Библиотеку для
актрис». Во время войны она посылала солдатам книги, одежду и
многое другое, а в
1916 году отправилась в район боевых действий, чтобы выступать
во «Фронтовом
театре». Когда затея провалилась, Дузе помогала солдатам писать
письма,
ухаживала за ранеными.
В том же году Элеонора Дузе по просьбе актера Фебо Мари и
компании «Амброзио-
фильм» снялась в фильме «Пепел». «Эта работа полна для меня
очарования, и я
принимаюсь за нее с таким увлечением. Как я могла на целых пять
лет забыть о
своей душе!» — писала актриса Во время съемок она больше всего
боялась «крупных
планов», которые казались ей всегда нескромными, и молила, чтобы
ее оставляли в
тени, снимали в манере Гриффита, без подчеркнутых ракурсов.
После окончания войны Дузе переехала в Англию, к дочери. Но,
оставшись почти без
средств, вернулась в театр.
Она отказалась от грима и парика. «Я появляюсь перед зрителями,
не скрывая
своего лица, на котором они увидят следы усталости, не пряча
своих морщин и
седины. Если они примут меня такой, какая я есть, я буду рада и
счастлива. Если
же нет, я снова вернусь в свое одиночество», — говорила Дузе.
Первый спектакль — «Женщина с моря» — состоялся 5 мая 1921 года
в Турине. При
появлении Дузе весь зал поднялся с мест, и раздался такой ураган
аплодисментов,
что растроганная актриса несколько секунд не могла прийти в
себя. То же самое
повторилось и в конце спектакля. Это был незабываемый триумф,
который
сопутствовал Дузе и в Милане, и в Генуе, и в Риме.
И снова — гастроли. «Чтобы не умереть, нужно жить», — написала
она в одном из
писем и приняла приглашение выступить в Лондоне. Затем была Вена
и последние
гастроли по Америке.
В Нью-Йорке ее встретили как королеву — движение на улицах
огромного города
замерло, пропуская ее автомобиль, направлявшийся в отель
«Маджес-тик» в
сопровождении почетного эскорта конных полицейских.
На первом спектакле — «Женщина с моря» — огромный зал
«Метрополитен» был
переполнен. Дузе вышла без грима, совершенно седая... Публика
пребывала в
растерянности... Но при первом же звуке ее голоса поднялись
потрясающие
аплодисменты и крики: «Да здравствует Дузе! Браво!» «И через
несколько минут, —
вспоминает немецкая актриса Ирэна Триш, — седина была забыта, и
вся духовная
красота Дузе встала во всем ее блеске. Успех был безумный;
такого успеха она еще
не имела в Америке, даже будучи молодой».
5 апреля 1924 года, приехав на спектакль в Питтсбург, актриса,
из-за фатальной
ошибки шофера, оказалась у театра слишком рано. Двери были еще
заперты, шел
проливной дождь Она почувствовала себя плохо, но все равно
играла.
Заключительные слова пьесы Марко Прага «Закрытая дверь»: «Одна,
одна» — были
последними словами, сказанными ею на сцене. На следующий день
Дузе слегла.
«Сейчас я не боюсь умереть, только не оставляйте меня умирать
вдали от Италии»,
— молила она.
В пасхальный понедельник 21 апреля 1924 года, в час ночи,
Элеонора Дузе обрела
бесконечный покой... По указанию правительства тело великой
актрисы привезли в
Италию и похоронили в Азоло, «между Монтелло и Граппа», как она
хотела.
|