НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   

ГИННЕС АЛЕК
Алек Гиннес родился 2 апреля 1914 года в Лондоне. В 14 лет он потерял отца.
Вместе с матерью они меняли один жалкий пансион за другим, исчезая в день
уплаты. Однажды парализованная старая актриса, разговорившись с юным Алеком
Гиннесом, удивилась его способности замечать все: человеческие причуды, пластику
движений, связь между людьми и вещами — и предрекла ему сценическую карьеру.
Мечта стать актером порой казалась несбыточной. Даже когда его приняли по
рекомендации Джона Гилгуда в театральную школу, было неизвестно, сможет ли он
учиться. Все зависело от того, найдет ли он работу, которая могла бы дать ему
средства к существованию. Не имея связей и средств (он даже не знал имени своего
отца), Алек мог сколько угодно мечтать о театре, но после школы стал клерком в
одном из лондонских офисов.

Затем, оставив службу, Алек голодал, чтобы оплачивать уроки у известной актрисы.
Он не пал духом ни тогда, когда перед самым экзаменом узнал, что стипендию
Леверхьюма (единственный шанс учиться бесплатно) отменили, ни тогда, когда эта
история повторилась в студии Фей Комптон, где он с блеском проучился год.
Забывая о гордости в который раз, Алек просил помощи у Джона Гилгуда.
Пять лет Гиннес провел в «Олд Вике». Вначале поднимал и опускал занавес, а затем
исполнял крошечные роли. Уже на ранних этапах творческого пути он тесно связал
свою судьбу с пьесами Шекспира. В 1934 году Гиннес дебютировал в поставленном
Гилгудом «Гамлете» в роли Озрика. Но лишь в феврале 1937 года ему доверили
крупную роль сэра Эндрю Эгьючика, глупого рыцаря, забияку и труса, в комедии
Шекспира «Двенадцатая ночь». Это была не очень удачная премьера: несмотря на
опыт и талант режиссера Тайрона Гатри, пьеса утратила присущую ей
жизнерадостность. Гатри счел, что в его «небрежной, незрелой постановке» Гиннес
сыграл остроумнее всех.
После этого Гиннес с успехом сыграл в других шекспировских пьесах: «Ричард Ш»,
«Венецианский купец», «Школа злословия», а также в чеховских «Трех сестрах». В
1938 году актер блистал в главной роли в модернизированной версии «Гамлета»
(постановка Гатри), а затем получил роль Фердинанда в «Буре» Шекспира.
Алек Гиннес, мечтая о собственной труппе из молодых актеров, написал
инсценировку «Больших надежд», но началась война.
В 1941 году он ушел воевать. Гиннес служил на Средиземном море, участвовал в
высадке на Сицилию, доставлял боеприпасы партизанам Греции и Югославии.
Вернувшись в 1946 году в Лондон, он сыграл в «Короле Лире» Шута. Критики приняли
его работу с восторгом. Понадобилось всего пять лет, чтобы Гиннес стал одним из
выдающихся мастеров английского театра. За эти пять лет он сыграл немного ролей,
но каждая из них была отмечена своеобразным подходом к образу. Причем в каждой
из них в ярком таланте актера раскрывались новые грани.
Поражала широта дарования Гиннеса: вслед за римским патрицием Агрип-пой он играл
Хлестакова... И в последующем театральном репертуаре актера имеются герои самые
разнообразные — от острохарактерных до высокотрагических. Запоминающимся были
его Дмитрий в «Братьях Карамазовых» и Дофин в «Святой Иоанне» Шоу. И все же Алек
Гиннес — прежде всего трагикомический актер. К тому же он англичанин до мозга
костей, а следовательно, прямой наследник английских иронистов. Он умеет ловко
подтачивать насмешкой драматизм положений, в которые попадают его герои. В то же
время трагизм ощущается порой в их самых эксцентричных причудах и выходках.
Эксцентрикой Гиннес пользуется на сцене с той свободой и увлеченностью, которые
всегда были свойственны большим английским художникам.
Конечно, пройти мимо этого одаренного, интересного артиста кинопродюсеры не
могли.
В 1946 году Дейвид Лин, снимавший фильм «Большие надежды», пригласил актера на
роль Герберта Покета. Герберт в исполнении Гиннеса — юноша с мягким характером,
способный радоваться победе друга в драке, разделять с ним смертельную
опасность, тактично обучать его правилам хорошего тона. Трудно поверить, что тот
же самый актер мог сыграть и Фейджина в «Оливере Твисте» (1947) — высокого
мрачного старика со скрипучим голосом. Герой Гин-
неса со странным упоением обучал воровству детей лондонского дна. Его шутовство
вызывает больше ужаса, чем смеха.
Первые кинороли позволили Гиннесу проявить одну из сильнейших сторон своей
актерской индивидуальности — умение создать запоминающийся, характерный образ.
Его герои необычны, чудаковаты. В этой чудаковатости Гиннес находит неповторимые
черты персонажа, помогающие ему раскрыть суть человека, найти индивидуальную
окраску для каждого образа.
Характерность Гиннеса, его склонность к гротеску привлекли внимание мастеров
английской кинокомедии. В 1949 году режиссер Роберт Хеймер снимает актера в
фильме «Добрые сердца и короны». Герой картины, Луи, решает добиться титула и
богатства, уничтожив всех законных наследников семьи Д'Ас-койн, образы которых и
создал флегматичный Гиннес. Актеру пришлось исполнить одну немую и восемь
говорящих ролей: он был адмиралом, генералом в отставке, банкиром, викарием,
герцогом, фотографом-любителем, молодым влюбленным и даже суфражисткой в
кринолине. Для каждого персонажа Гиннес нашел свежие и индивидуальные
характеристики и каждый раз вызывал смех.
Классический образец английского юмора является вариацией на тему «убийство как
произведение искусства». Комедия имела большой успех. Еще большим успехом
пользовался Гиннес, поразивший всех изяществом и убедительностью перевоплощений.
Критики называли его «кинохамелеоном», актером «без лица», «труппой в одном
лице» и неоднократно сетовали, что актеру не поручили всех ролей в этой картине.
За комедийную роль в фильме «Банда с Лавендер Хилл» (1951) американские
киноакадемики включили Гиннеса в число претендентов на премию «Оскар».
Виртуозная игра актера неизменно вызывала смех.
Решив, что Гиннес может играть любые роли, его приглашают в фильм «Карта» (1952)
на амплуа героя-любовника, а затем в мелодраму «Мальтийская история» (1953), в
которой рассказывалось о влюбленном в красавицу летчике, погибающем в бою.
Гиннеса продюсеры полюбили, часто снимали, но при этом заставляли обязательно
бегать, падать, драться в духе ранних комических фильмов, как, например, в
картине Хеймера «Отец Браун» (1954), поставленного по мотивам рассказов
Честертона.
Панорама гиннесовских персонажей в фильме Хеймера породила у режиссеров
уверенность, что одно умение Гиннеса наделить жизнью и обаянием эксцентричных
героев само по себе обеспечит картине верный успех. Поэтому не случайно, что в
ряде фильмов Гиннес варьирует один и тот же образ разочаровавшегося неудачника,
волей случая неожиданно ставшего богатым, обретшего любовь или семейное счастье
и столь же неожиданно лишившегося всего этого.
В фильме «Козел отпущения» (1959) Алек Гиннес исполнял две роли — французского
аристократа и английского профессора, приехавшего в Париж в отпуск и по
недоразумению принятого за своего двойника. Профессор стал главой семьи
аристократа, столкнулся с целым рядом неожиданностей. В частности, он обнаружил,
что его мнимая мать — морфинистка. Эту недостойную даму играет Бетт Дэвис.
Редчайший дар перевоплощения Гиннеса становился аттракционом, чудаковатость —
стандартной маской персонажей Гиннеса. Лучше других понимал гибельность такого
пути сам актер, которому хотелось бы видеть в неудачнике — романтика,
столкнувшегося с прозаическим и жестоким веком, в чудакова-
тости — одержимость благородными идеями, в комедийных ситуациях — трагическое в
его неожиданном, непривычном аспекте.
Гиннес создал серию ярких, наделенных интеллектом, и нестандартных персонажей,
фанатически преданных своей мечте или идее: изобретатель вечной материи Сид
Стреттон («Человек в белом костюме»), гений преступного подполья Маркус («Убийцы
леди»), полупьяный и вечно голодный художник-авангардист Галли Джимсон («Устами
художника»).
Выступление в сложных психологических ролях в таких фильмах, как «Большие
надежды», «Мост через реку Квай», «Мелодии славы», «Падение Римской империи»,
принесли Гиннесу славу одного из самых своеобразных и глубоких драматических
актеров современности.
Закономерно, что лучшей из «полнометражных», драматических ролей Гиннеса стал
несгибаемый полковник Николсон в фильме «Мост через реку Квай» (1957), который
строит стратегически важный мост в японском плену, чтобы сохранить моральный дух
солдат и доказать коменданту концлагеря Саито абсурдность японской версии
расизма. За роль Николсона Алек Гиннес получил премию «Оскар» как лучший актер
года.
Через два года Алек Гиннес повторил образ «идеального военного» в фильме Нима
«Мелодии славы» (1960). Его герой — властный, предельно эгоистичный человек.
Гораздо решительнее, нежели в предыдущем фильме, Гиннес раскрывает
двойственность фанатизма, бездумной преданности, воспитываемых в британской
армии. Герой «Мелодий славы» ведет отчаянную и беспринципную борьбу за свой
престиж, за власть и славу. На этот раз одержимость оборачивается эгоизмом,
жестокостью и подлостью.
Алек Гиннес снимался и в острохарактерных ролях второго плана, но зачастую его
«проходные» персонажи заполняют все пространство фильма — как, например, король
Фейсал в «Лоренсе Аравийском» или злосчастный король Карл I в «Кромвеле».
В 1960 году Алек Гиннес был возведен английской королевой в рыцари.
Несмотря на то что он щедро делит себя между театром и кино, можно сказать, что
прежде всего Алек Гиннес принадлежит театру. Но он по-своему театрален в высоком
эстетическом смысле также в лучших ролях, созданных им в фильмах. И в этом
отношении он близок Скофилду, а еще больше Оливье.
В начале 1970-х шумный успех имел спектакль «Да имеешь тело» Алана Бен-нета. В
интервью с Майклом Личем, опубликованном в 1973 году «Плейз энд плейерз», Алек
Гиннес сказал, что, прочитав «Да имеешь тело», он не сразу решил взяться за роль
доктора Уикстида. Интерес к пьесе появился лишь после того, как в предложенном
характере ему захотелось открыть черты, прямо противоположные легкомыслию,
беспечности, повышенной возбужденности и жизнерадостности.
Гиннес обратил внимание на возраст героя, близкий его собственному. Сексуальные
приключения доктора так или иначе подходят к концу, и он не может не сетовать по
этому поводу. Актер нашел для молодящегося худощавого Уикстида, в светлом
цилиндре, с бутоньеркой в петлице, состояние своеобразной грациозной меланхолии,
созерцательного раздумья. Он наделил его взглядом, устремленным то на
собеседника, то на зрителей, в котором запечатлелись слитые воедино развязный
цинизм и сожаление о прожитом. В его герое чувствуется что-то жалкое и
потерянное одновременно. А в блуждающей и кривой улыбке Уикстида — Алека Гиннеса
можно прочитать скептическую насмешку над самим собой. Даже заключительные
куплеты Уикстида, исполняемые под занавес, о том, что «способ-
ный вожделеть дольше проживет больше», звучат вовсе не так уж весело. Актер
напоминает о бренности всего сущего, в том числе и человеческой плоти.
Однако Алек Гиннес выходил на сцену все реже, хотя и продолжал играть в
различных театрах Англии. Чаще он снимался в кино и на телевидении, где, по
словам актера, нагрузки гораздо меньше, чем в театре.
Тонкий характерный актер, он играл таинственного агента в телевизионной версии
романа Ле Карре «Жестянщик, Портной, Солдат, Шпион» (1979) и «Улыбающиеся люди»
(1981). В течение нескольких лет Алек Гиннес оставался «агентом британской
разведки — Джорджем Смайли» — героем двух больших сериалов, которые снимались по
произведениям Джона Ле Карре.
На большом экране Гиннеса можно видеть в фильмах «Крошка Доррит», «Калигула»,
«Горсть пыли», «Кромвель», «Больной от любви», «Комедианты». Запомнился зрителям
его Бен Кеноби в легендарном сериале «Звездные войны» — «Звездные войны» (1977),
«Империя наносит ответный удар» (1980), «Возвращение Джидая» (1983).
В 1989 году, после десятилетнего отсутствия, 75-летний актер вернулся в Уэст-Энд
(западная часть Лондона, в котором находится несколько театров), где его ждала
роль русского дипломата в пьесе Ли Блессинга «Прогулка в лесу». На вопрос о том,
не считал ли он для себя такое возвращение на подмостки рискованным, он отвечал:
«Вообще-то многие говорили о риске, но я не совсем понимаю, что они имеют в
виду. Я делаю любую работу профессионально. Никаких нервных перегрузок при этом
не испытываю. Главное — всегда быть в форме, и тогда неважно, играешь ли ты
перед камерой, или перед залом... Да, роль действительно сложная — пьеса
представляет собой напряженный диалог. Текста очень много, его не так легко
запомнить. Однако я справился с этим делом, чем весьма горжусь».
Гиннес создал выигрышный образ пожилого русского дипломата, чьи тонкие,
остроумные замечания звучат весьма эффектно. «Мне не хотелось слишком утрировать
русский акцент, но в то же время надо было найти какие-то характерные интонации,
— рассказывал актер о своей работе над ролью. — Я написал письмо в советское
посольство, и меня очень любезно пригласили на обед. Там, правда, как и
следовало ожидать, почти все говорили на прекрасном английском. Однако отдельные
звуки «выдавали» русских. Они-то и помогли мне «подобрать ключ» к персонажу».
В 1999 году Британский институт кино признал Алека Гиннеса лучшим ан-? глийским
актером всех времен (в список самых популярных фильмов вошли * девять картин с
его участием).

 

 

 

 

 

 

 

 

    © 2008
     
Hosted by uCoz