РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1930—1990)
Российский актер. Снимался в фильмах: «Чужая родня», «Весна на
Заречной улице»,
«Высота», «Девушка без адреса», «Девчата», «Война и мир»,
«Хоккеисты», «Вторая
попытка Крохина», «Выйти замуж за капитана» и др.
Николай Рыбников родился 13 декабря 1930 года в городе
Борисоглебске Воронежской
области в семье актера. Его отец, Николай Рыбников, играл в
Малом театре и
снимался в кино.
Детство Рыбникова-младшего прошло в Волгограде. Там он окончил
Волгоградскую
железнодорожную школу, где довольно успешно выступал в
художественной
самодеятельности. Рыбников поступил в медицинский институт, но,
проучившись там
год, отправился в Москву.
В 1948 году он блестяще прошел конкурс во ВГИК в мастерскую С.А.
Герасимова и
Т.Ф. Макаровой. В памяти Тамары Федоровны Рыбников остался
человеком огромного
темперамента, которому по плечу были и Шекспир, и Шиллер, а ему
все предлагали
играть, как с горечью говорил в конце жизни сам актер,
бригадиров. Творческий
диапазон его был необъятен. Как вспоминают сокурсники, ему
удавались Жюльен
Сорель и Хлестаков, Макар Нагульнов и пушкинский Дон Гуан,
Бенкендорф,
изъясняющийся только по-французски.
Рыбников умел мастерски имитировать чужие голоса и вместе с
друзьями часто
устраивал розыгрыши. В апреле 1951 года Николай, прячась в
шкафу, зачитал
голосом Юрия Левитана правительственное постановление о снижении
розничных цен.
Согласно этому постановлению, с 1 апреля цены на продовольствие
снижались в 5
раз, на винно-водочные изделия в 7 раз, а соль и спички должны
были отпускать
бесплатно. Сообщение студенты встретили громом аплодисментов и
криками: «Да
здравствует товарищ Сталин!» и «Слава советскому правительству!»
Естественно,
обман вскоре раскрылся. За эту проделку Рыбникова решили
отчислить из ВГИКа. Но
руководство курса взяло его на поруки...
И вот — учеба во ВГИКе завершена дипломным спектаклем о юном
Петре. По выражению
Т.Ф. Макаровой, это было
высшее достижение актера. Вся театральная и кинематографическая
Москва бьша на
спектакле. Николай абсолютно не похож на Петра I. Даже своим
ростом (176 см) он
много «не дорос» до царя, не говоря уж о совсем не богатырском
сложении актера.
Есть немало свидетельств тому, как играл Рыбников эту роль. Его
учитель, С.А.
Герасимов, делился своими впечатлениями: «Прекрасно играл —
вдруг становился
длинным, будто вырастал, и какой-то бас у него образовывался,
ломкий бас,
срывающийся, — эту роль помнят все, кто видел эту работу. И это
была в
значительной степени саморежиссура, необходимая и возможная даже
на студенческой
скамье, в ученические годы».
В 1954 году Рыбников дебютировал в кино — в фильме «Команда с
нашей улицы». Но
картина прошла незамеченной.
В следующем году он снялся в роли Котьки Григоренко у А. Алова и
В. Наумова в
«Тревожной молодости». Рыбников в этой роли был удивительно
сдержан,
немногословен, скуп на эмоции. Его работу отметили критики.
В картине М. Швейцера «Чужая родня» он сумел создать абсолютно
противоположный
образ. Его утверждение на эту роль было трудным. В длинном
списке кандидатов на
роль сельского механизатора Федора фамилия актера Рыбникова была
самой
последней.
А далее — феерический успех фильма «Весна на Заречной улице»
(1956). Герой
Рыбникова — Саша Савченко, обыкновенный парень. По профессии он
— сталевар, по
должности — бригадир, по социальной прописке — исконный житель
рабочих окраин.
Режиссер картины М. Хуциев вспоминает, что на главную роль они
искали совсем
другого исполнителя. И все же Рыбников получил эту роль,
достойную его
дарования. Но как доставалась Рыбникову каждая сцена! М. Хуциев
писал: «Он
способен думать о роли все время и каждый день приносить новые
решения. Он все
время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется
трудиться».
Наверное, если не все, то очень многое определяет здесь талант,
отмеренный
человеку природой. О нем-то и говорил М. Хуциев много лет спустя
на одном из
вечеров памяти Рыбникова: «Вот я сейчас смотрю, и у меня
подкатывается ком к
горлу. Потому что он ничего еще не сказал, но как он смотрит на
нее! Как он
играл любовь! Это ведь невероятно сложно сыграть. Это могут
только огромные
артисты. Будь другой актер — и сцены бы не было. Уверяю вас».
Сложность сцены, в которой Савченко признается в любви
учительнице Татьяне
Сергеевне, состояла еще и в том, что Рыбников должен был играть
влюбленного,
пришедшего к ней навеселе! Ситуация явно комическая, явно
невыгодная для героя.
А сцена потрясает. «Происходит это, на мой взгляд, потому, —
пишет биограф Ю.
Дьяконов, — что актер в течение нескольких минут сумел убедить
нас в своей
предельной открытости, в этом одном из главных свойств русского
характера, в его
гордом простодушии и бесхитростности: «...Вы же видите, я для
вас что хотите
сделаю. Мертвый — приду, если надо. Только вот я какой. Рабочий.
Работяга. Ну,
такой я есть, таким и буду. Хотите за такого пойти?» Рыбникову
не нужен повод
или случай, чтобы показать потаенную или явную эмоциональность
переходов его
героя из одного состояния в другое, потому что в самом его
русском характере
заложена бескрайность чувств». В этой картине зрителям довелось
узнать и
замечательный, проникновенный талант Рыбникова-певца.
Фильм имел огромный успех у публики. А буквально через несколько
месяцев после
этого на широкий экран вышел еще один шедевр с участием актера —
фильм А. Зархи
«Высота». Характер героя фильма — рискового парня, монтажника
Николая Пасечника
— показан Рыбниковым в динамике. От неудовлетворенности
бездумными вечеринками,
которые, впрочем, еще вчера казались необходимыми, герой
переходит к раздумьям о
смысле жизни вообще и о своей собственной.
В «Высоте» счастье Николая — в сооружении им огромной домны. Он
— хозяин жизни.
Таким и видит его задиристая, колючая Катя (одна из лучших ролей
Инны Макаровой)
и влюбляется в него безоглядно. Актриса с волнением вспоминала
один из эпизодов
фильма, когда Рыбников, как и положено по роли, лихо спускается
на руках по
железному тросу. В этот момент актриса слышит: «Второй дубль!» —
и видит
окровавленные ладони Рыбникова, который не успел на первой
съемке надеть
рукавицы. Макарова в ужасе. А Коля с улыбкой и со свистом вновь
проносится мимо
нее, обжигая влюбленно-победоносным взглядом. И иным он быть не
мог. Ни в жизни,
ни на экране.
Героям Рыбникова верили, на них хотели походить. И многие
мальчишки середины
пятидесятых годов писали письма сталевару Саше Савченко и
монтажнику-высотнику
Николаю Пасечнику с просьбой рассказать, как и где они обучились
своей
профессии...
Во время съемок фильма «Высота» произошли перемены в личной
жизни актера — 2
января 1957 года он женился на актрисе Алле Ларионовой. «На
премьере «Высоты» в
Доме кино мы уже сидели рядом, — вспоминала Ларионова. — И когда
герой фильма,
которого тоже звали Николаем, произнес с экрана: «Эх, прощай,
Коля, твоя
холостая жизнь!» — зал взорвался аплодисментами». В 1961 году в
семье родилась
дочь, которую назвали Арина.
В 1957 году Рыбников впервые попробовал себя в комедии, снявшись
в фильме Э.
Рязанова «Девушка без адреса». Фильм имел огромный успех у
публики. Такого
успеха больше не знал ни один фильм с участием Рыбникова. Однако
критика, да и
сам режиссер Э. Рязанов посчитали эту картину малоудачной.
Рыбников не был бы Рыбниковым, если б не сумел раскрыть всей
многогранности
характеров своих персонажей, их человеческую слабость и силу, то
есть то, что и составляет народный характер. В большей степени
это прояви-|
лось, пожалуй, в киноленте Ю. Чулюкина «Девчата» (1962) Фильм по
режиссур менее
тонок, нежели ленты М. Хуциева, и все в нем решил великолепный
дуэт! Николая
Рыбникова и Надежды Румянцевой В этой ленте актер играл
бригади-[ ра лесорубов
Илью Ковригина.
«Профессионалом он был потрясающим, — отмечала Румянцева. —
Филь\ снимали на
Северном Урале Мороз — за 45 градусов. Просыпаешься ночью -все в
инее. Потом по
этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали
многие фрагменты
фильма. Операторы держат камеры под полушуЕ ками, иначе моторы
отказывают. Ждем,
когда в термосах привезут обед Разли-| ваю его в миски, а он тут
же превращается
в лед И вот предлагаю испробоват этот «суп» Илье (Николаю). Он
кладет ложку в
рот . а вынуть не может Ото-' грел, вытащил ее с куском кожи
Потекла кровь. «Ну,
— говорим, — все» Видим же — распухает щека А Коля: «Нет. Будем
снимать». И
опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так
тихонечко в сторону
отворачивается и... лужица крови. Представляю, какую адскую боль
он
испытывал...» И Надежда Румянцева добавила' «У него бьш узкий
круг знакомых. Он
не очень подпускал к себе, не любил, когда, знаете: «О,
Рыбников! Коля1 Нет. Он
был очень сдержан».
В последующие девять лет он снялся в десяти картинах «Им
покоряется небо»
(1963), «Хоккеисты» (1964), «Война и мир» (1965—1967), «Дядюшкин
сон» (1967),
«Разбудите Мухина», т/ф «Длинный день Кольки Павлюкова» (оба —
1968), т/ф «Люди,
как реки» (1969), «Старый знакомый», «Плечом к плечу»,
«Освобождение» (все —
1970).
В фильме режиссера Рафаила Гольдина «Хоккеисты» Рыбников
исполнил роль тренера
Дашкова Стоит отметить, что актер очень любил хоккей и частенько
в свободное
время вставал на коньки и брал в руки клюшку Болел Рыбников за
ЦСКА, где у него
было много друзей, но самым близким был прославленный форвард
Всеволод Бобров
В эпопее С. Бондарчука «Война и мир» актер сыграл гусара и поэта
Дениса Давыдова
Следующее десятилетие началось для Рыбникова и Ларионовой весьма
многообещающе —
режиссер Эдуард Бочаров пригласил их на главные роли в свой
фильм «Седьмое
небо». До этого звездная пара снялась вместе лишь в одном фильме
— «Две жизни»,
и было это ровно десять лет назад Картина «Седьмое небо» имела
огромный успех В
1974 году семейный дуэт появился в фильме «Семья Ивановых».
Потом Рыбников снимается в фильмах: «Круг», «Мраморный дом» (оба
— 1973),
«Потому что люблю» (1975), «Развлечение для старичков» (1977),
«Есть идея»,
«Вторая попытка Виктора Крохина» (оба — 1978), «Уходя — уходи»
(1979), «Вторая
весна», «Последняя охота», т/ф «Бабушки надвое сказали» (все —
1980).
В фильме о послевоенном десятилетии «Вторая попытка Виктора
Крохина» герой
Рыбникова — «простой рабочий человек» В этой роли актер сломал
многие
устоявшиеся стереотипы. И его работа, лишенная прежней
наступательнос-ти, была
более вкрадчивая, мягкая, но, как всегда, очень убедительная.
«Вторая попытка
Виктора Крохина» в течение десяти лет не выпускалась на широкий
экран по
цензурным соображениям.
В 1980-е годы Рыбников в кино снимался редко — за все
десятилетие он сыграл
всего лишь девять ролей, большая часть из которых были
эпизодическими.
Но даже эпизодическую роль актер мог превратить в шедевр Как
это, например,
произошло в фильме «Выйти замуж за капитана», в котором Рыбников
сыграл
пенсионера Кондратия Петровича, вредного соседа главной героини
За эту роль он
бьш назван «лучшим актером эпизода» по читательскому опросу
журнала «Советский
экран — 86». В этом же году «Весна на Заречной улице» и «Высота»
оказались в
списке тех фильмов прошлых лет, которые снова хотят увидеть
зрители ..
Рыбников был жизнелюбом не только на экране. Отдавал себя
любимой Алле, дочерям
Алене и Арине, он дружил с семьей режиссера Сергея Бондарчука, с
писателями
Виталием Закруткиным и Владимиром Солоухиным Как вспоминает Алла
Дмитриевна. «Он
был одержим во всем. Если шахматы, то хоть сутками.
Кинолюбительство. А его
пельмени, запеченное мясо, прекрасные борщи, засоленные им
помидоры, арбузы,
приготовленное им варенье .. А в дни революции на Кубе собрался
туда
добровольцем Да, да. Весьма решительно. А его рассказы о
собственной жизни с
комедийным всегда уклоном».
Николай Николаевич Рыбников умер 22 октября 1990 года, не дожив
до своего 60-
летия полутора месяцев. |