НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
КУПЕР ГАРИ
(1901—1962)
Американский киноактер. Снимался в фильмах: «Марокко», «Мистер Дидс переезжает в
город», «Познакомьтесь с Джоном Доу», «Сержант Йорк» (премия «Оскар»), «По ком
звонит колокол», «Ровно в полдень» (премия «Оскар»). Награжден специальной
премией «Оскар» за большой вклад в искусство кино (1960).
Фрэнк Джеймс (Гари) Купер родился 7 мая 1901 года. Детство его прошло на
семейном ранчо в штате Монтана. Умение лихо управляться с лошадьми пригодилось
ему в актерской карьере. Образование Гари получил в Великобритании и США. В
колледже, где он изучал живопись и историю искусств, его называли «Ковбой
Купер».
Гари попытался стать газетным карикатуристом, но без особого успеха. В конце
1922 года он очутился в Лос-Анджелесе без работы и без денег Случайно
встретившиеся приятели-ковбои посоветовали ему устроиться на киностудию
статистом.
В течение нескольких лет Купер за десять долларов в день исполнял трюки на
лошадях. Удача улыбнулась ему в 1926 году на съемках вестерна «Завоевание
Барбары Уорт». Актер Гарольд Гуд-вин, утвержденный на роль, не смог принять
участие в этом фильме. И тогда статист Гари Купер осмелился предложить
режиссеру Генри Кингу свою кандидатуру. Результат превзошел все ожидания:
«Завоевание Барбары Уорт», первая картина с участием Купера, имела оглушительный
успех. В этой мелодраме были заняты звезды того времени Вильма Бэнки и Рональд
Колман. Но публике и критике больше всех понравился Гари Купер.
Голливудская студия «Парамаунт» тут же подписала с ним долгосрочный контракт,
чтобы занимать его исключительно в вестернах. Прежде всего подкупала внешность
актера: высокий рост, стройная фигура, сухощавое мужественное лицо с прямым —
римским — носом, волевым, но отнюдь не массивным подбородком и красивыми
светлыми глазами. О его походке можно было бы написать целое исследование. Не
менее подкупающим было и его экранное поведение: полная естественность поз и
жестов, уверенная неторопливость движений, то спокойное достоинство, которое
свидетельствовало о незаурядной силе личности и внушало веру в возможность
совершения им любого подвига. Этот привлекательный образ — в самых разных
вариантах Гари Купер пронесет через всю актерскую биографию.
Не прошло и двух лет, как за исполнение роли в «Виргинце» он был признан лучшим
актером года.
В 1929 году после картины Виктора Флеминга «Песни волка» о Купере заговорили уже
как о выдающемся актере. Он был счастлив и, наконец, влюблен в свою партнершу,
актрису Люпе Веллес, мексиканку с изящной талией и шикарным бюстом. Уже тогда в
«Парамаунте» забеспокоились, как бы слишком вольное поведение актера «с этой
мексиканкой» не повредило его имиджу героя-праведника. Внимание всей лос-
анджелесской прессы было приковано к этому роману. Поползли слухи, что Купер и
Веллес собираются пожениться.
А вечером 13 сентября 1930 года в прессе появилось сенсационное сообщение:
«Актриса Люпе Веллес на вокзале выстрелила в упор в своего любовника (и без пяти
минут мужа) голливудского актера Гари Купера. К счастью, она промахнулась».
Люпе не знала, что студия «Парамаунт» фактически поставила ему ультиматум:
расстаться либо с ней, либо с амплуа ведущего актера. Купер — любимец публики,
благородный ковбой, рыцарь без страха и упрека — был заложником собственного
имиджа и не имел права разрушать этот миф скандальными приключениями. Студия
посылает Купера в Европу, подальше от Люпе. Для публики — он едет в отпуск
В июле 1931 года «Парамаунт» возвращает своего актера в Лос-Анджелес, где
начинаются съемки картины «Его женщина». Джек Мосс посоветовал Куперу
коллекционировать. . спортивные машины, а в перерывах между фильмами — их стало
теперь не меньше пяти в год — уезжать в Африку охотиться. На страницах
иллюстрированных журналов появляются фотографии квартиры актера в Лос-Анджелесе
Полы и кресла устланы шкурами тигров и зебр, стены украшены головами львов,
гепардов, антилоп.
На приеме по случаю завершения картины «Мы живем сегодня» Купер знакомится с 20-
летней Вероникой Бэлфе, девушкой из высшего общества: ее дед был богатейшим
фруктовым плантатором, а отчим — влиятельным финансистом с Уолл-стрит. Юная
Рокки, как ее называли домашние, в восторге от Гари. 15 декабря 1933 года они
поженились.
Этот брак по расчету стал для Купера почти непосильной обузой. «Гари втиснул
себя в образ жизни, который полностью противоречил его природе, но который
навязала ему жена: бесконечные обеды, приемы, роскошные привычки. Мы, партнерши
Гари, чувствовали его истинную натуру: он был создан для
бескрайних прерий, а не для унылых гостиных, сдержанная и утонченная светская
беседа утомляла его до смерти. Больше всего он походил на страдающего дикого
зверя в клетке», — вспоминала Ингрид Бергман.
Газеты и журналы охотно публиковали фотографии, на которых Гари изображен рядом
с молодой безупречно одетой женой и очаровательной дочуркой Марией.
На протяжении конца 20-х и 30-х годов, снявшись более чем в тридцати фильмах,
Купер не только становится одной из главных звезд Голливуда, но и завоевывает
репутацию крепкого профессионала, способного придавать самые разнообразные
оттенки своему постоянному амплуа. Влиятельнейший голливудский кинокритик
заявил, что есть два непревзойденных символа американского кино: Гари Купер и
Чарли Чаплин.
Купер с равной естественностью чувствует себя в приключенческом и военном
фильме, комедии и психологической драме. Приход в кино звука увеличивает его
популярность. Оказывается, что он так же растягивает слова, как и жесты,
вдумчиво и с уверенностью в собственной правоте.
Герои Купера неукоснительно чтили ковбойский кодекс. Это не зависело от того,
изображал ли актер известного западного искателя приключений Дикого Билла Хикока
в фильме Сесиля де Милля «Житель равнин» (1936) или никогда не существовавшего
техасского рыцаря Коула Хардена из картины Уильяма Уай-лера «Человек с Запада»
(1940). Все равно оба они были одинаково безупречны и одинаково легендарны.
От серийных вестернов он быстро переходит к крупным картинам, работает с
ведущими мастерами американского кино: Льюисом Майлстоуном («Предательство»,
1929), Джозефом фон Штернбергом («Марокко», 1930), Рубеном Ма-муляном (Городские
улицы», 1931), Фрэнком Борзеджем («Прощай, оружие», 1933), Кингом Видором
(«Свадебная ночь», 1934), Эрнстом Любичем («Восьмая жена Синей Бороды», 1938).
За роль миллионера Дидса в социальной комедии Фрэнка Капры «Мистер Дидс
переезжает в город» («Во власти доллара», 1936) он впервые претендовал на премию
«Оскар». Престижный приз принесла ему роль в фильме Хауарда Хоукса «Сержант
Йорк» (1941)...
Конечно, в потоке фильмов, рассчитанных на эксплуатацию его внешних данных и
популярности, актера постоянно подстерегают штампы, будь то образ ковбоя или
офицера Но в основе всегда лежит тип стопроцентного американца Не случайно Фрэнк
Капра поручил Куперу главную роль в своей социальной комедии «Познакомьтесь с
Джоном Доу» (1941).
Купер никогда и ни при каких обстоятельствах не отказывается от съемок. Днем
играл в одном фильме, ночью — в другом. Как-то он пришел на съемки фильма
«Дьявол и пучина» совершенно больным, с высокой температурой. Купер несколько
часов подряд провел в седле, бешено галопируя по невадской пустыне. И лишь после
того как оператор выключил камеру, Гари упал, потеряв сознание.
Когда «Парамаунт» решает экранизировать роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит
колокол» (1943), на главную роль прочат Гари. Хемингуэй и Купер были друзьями с
той поры, когда Гари впервые сыграл молодого солдата в фильме «Прощай, оружие!».
Они ездят вместе в Африку на сафари, общаются домами. Для Хемингуэя Купер был
единственным, кто мог сыграть Роберта Джордана — преподавателя-идеалиста
американского колледжа, влюбленного в Марию. Потребовались значительные усилия,
чтобы «Парамаунт» смог вытащить Купера из «МГМ».
За роль в картине «По ком звонит колокол» Гари Купер вновь оказался среди
претендентов на премию «Оскар», но на этот раз киноакадемики присудили ее
Лукасу.
Он продолжал сниматься в вестернах. Во время съемок актер упал с лошади и чудом
не разбился насмерть. Из больницы он выходит другим человеком. Желчным,
раздражительным. А вскоре случается невозможное: 47-летний Гари Купер избивает
жену Рокки. Америка в шоке: как горько она разочарована в своем рыцаре, в своем
благородном герое1
Партнеры по картине теперь опасаются Гари, актрисы, обычно охотно флиртующие с
ним на съемках, стараются держаться от него подальше. Его срывы учащаются, и
вновь наступает момент, когда он впадает в бешенство. Партнерша Патриция Нил,
чтобы успокоить Гари, уводит его в свою гримерку...
Теперь их часто видят вместе в кафе, на набережной. Впервые после истории с Люпе
Гари чувствует, что по-настоящему влюблен. Патриция Нил моложе Гари на 25 лет.
Купер бросает семью и уходит к своей любовнице. Первый раз за тридцать лет своей
актерской карьеры Купер прерывает съемки и увозит Нил во Флориду. Он заявляет
журналистам, что Патриция — самая большая любовь его жизни.
Во флоридском уединении Куперу попадается на глаза статья о том, что, по всей
вероятности, карьера его закончилась Картина «Яркий лист», в которой Гари снялся
вместе с Пат, принесла кассовый сбор вдвое меньше, чем ожидалось. Студия
«Парамаунт» впервые понесла убытки на фильме с участием Купера. «Вряд ли
американцы захотят теперь видеть в роли благородного рыцаря этого лицемера,
бросившего жену и ребенка», — писала «Лос-Анджелес тайме».
В 1952 году на экраны вышел вестерн Фреда Циннемана «Ровно в полдень» с Гари
Купером в роли шерифа Кейна. Пятидесятилетний актер остро переживал затянувшуюся
размолвку со своей супругой Рокки и уже не находил особой радости в новом романе
с Патрицией Нил. Его донимали артрит, боли в спине и язва желудка, а как
выяснилось уже после окончания съемок, вдобавок ко всему Купер нуждался в
удалении грыжи. По Голливуду поползли слухи, что «старина Куп» свое отыграл. Две
его последние картины оказались полным провалом, и, чтобы работать у продюсера
Стенли Крамера, актер был вынужден существенно снизить свой гонорар. «Я сказал
ему «Просто выгляди усталым», — вспоминает Циннеманн. — И он так и сделал,
причем великолепно»
Первая же неожиданность картины заключалась в том, что герой находился не в
преддверии его мужественной карьеры, а в ее конце. Шериф, слагая с себя все
полномочия, собирается уезжать. Когда появился фильм «Ровно в полдень»,
заговорили о «сверхвестерне». Главный персонаж картины уже не тот непобедимый
чемпион, которому все легко дается; маска «виртуоза прицельной стрелы» слетает,
и мы видим лицо одинокого израненного человека, которому страшно Гари Купер
великолепно передает новое воплощение героя вестерна; великий актер сумел
несколькими скупо намеченными чертами придать своему герою удивительную
человечность.
За свою роль в фильме «Ровно в полдень» Гари Купер удостоился «Оскара». Его игра
была одновременно человечной и героической, что тотчас поставило картину в ряд
классики «Стоило только взглянуть на его лицо, как вы уже читали его мысли», —
сказала его партнерша по фильму Грейс Келли.
Узнав о болезни дочери Марии, он немедленно возвращается в Лос-Анджелес. В
прессе появилось сообщение: актер Гари Купер, лечившийся во Флориде
от нервного расстройства, прервал отдых, едва узнав о болезни своей любимой
дочери Марии. Теперь семья снова вместе.
Жена Рокки, используя свои высокие связи в Ватикане, устроила для Купера частную
аудиенцию у Папы Пия XII. Это наивысшее признание, которое Гари получил не
просто как актер, но как национальный символ Америки.
9 апреля 1959 года он совершит шаг, который его мать Алиса Купер не простит ему
до самой смерти: поддавшись уговорам жены и дочери, Гари переходит в
католичество. Церемония состоялась в одной из церквей Лос-Анджелеса.
Купер выглядел вечно усталым. Он страдал от язвы желудка и многочисленных травм,
полученных за десятилетия езды на лошадях, прыжков и падений, но продолжал
сниматься в нескольких фильмах ежегодно. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он
все так же работал без каскадеров, сам проделывая сложнейшие трюки.
Морщины, усталость придадут его героям 50-х годов психологическую глубину и
драматизм. В течение трех десятилетий Купер оставался в пятерке самых кассовых
актеров Америки. Он может уже диктовать свои условия фирмам и режиссерам. Хотя в
большинстве своих лент Гари продолжает воплощать идеальных героев, их судьба
становится все более драматичной. Шериф в фильме Фреда Циннемана «Ровно в
полдень» (1952) побеждает, но разочаровывается в людях. «Веракрус» (1954),
«Дружеское увещевание» (1956) и «Человек с Запада» (1958) вносят свой вклад в
модернизацию вестерна и переоценку воплощенных в нем ценностей, «Любовь после
полудни» (1957) Билли Уайдлера возвращает актера к его комедийным пристрастиям,
а последний фильм — английский триллер «Обнаженное лезвие» (1961) — приобретает
трагическое звучание.
В апреле 1961 года Куперу был присужден третий «Оскар» — за многие памятные роли
и личный вклад в международное признание киноискусства. Премию за него получал
его друг и соратник Джеймс Стюарт. Через месяц, 13 мая, Гарри Купер скончался от
рака.
Он умирал долго и мучительно. От Папы Пия XII пришла ободряющая телеграмма,
актеру звонил президент Джон Кеннеди, у его постели неотлучно находились жена и
дочь.
Смерть пришла около полудня. Журналисты нашли это примечательным: один из самых
знаменитых вестернов Купера назывался «Ровно в полдень». И на следующий день
газеты написали: «Жизнь Гари Купера оборвалась ровно в полдень, когда солнце
находится в самой высокой точке небосклона. Разве это не достойная смерть для
самого безупречного рыцаря Америки?»

 

 

 

 

 

 

 

 

    © 2008
     
Hosted by uCoz