КУПЕР ГАРИ
(1901—1962)
Американский киноактер. Снимался в фильмах: «Марокко», «Мистер
Дидс переезжает в
город», «Познакомьтесь с Джоном Доу», «Сержант Йорк» (премия
«Оскар»), «По ком
звонит колокол», «Ровно в полдень» (премия «Оскар»). Награжден
специальной
премией «Оскар» за большой вклад в искусство кино (1960).
Фрэнк Джеймс (Гари) Купер родился 7 мая 1901 года. Детство его
прошло на
семейном ранчо в штате Монтана. Умение лихо управляться с
лошадьми пригодилось
ему в актерской карьере. Образование Гари получил в
Великобритании и США. В
колледже, где он изучал живопись и историю искусств, его
называли «Ковбой
Купер».
Гари попытался стать газетным карикатуристом, но без особого
успеха. В конце
1922 года он очутился в Лос-Анджелесе без работы и без денег
Случайно
встретившиеся приятели-ковбои посоветовали ему устроиться на
киностудию
статистом.
В течение нескольких лет Купер за десять долларов в день
исполнял трюки на
лошадях. Удача улыбнулась ему в 1926 году на съемках вестерна
«Завоевание
Барбары Уорт». Актер Гарольд Гуд-вин, утвержденный на роль, не
смог принять
участие в этом фильме. И тогда статист Гари Купер осмелился
предложить
режиссеру Генри Кингу свою кандидатуру. Результат превзошел все
ожидания:
«Завоевание Барбары Уорт», первая картина с участием Купера,
имела оглушительный
успех. В этой мелодраме были заняты звезды того времени Вильма
Бэнки и Рональд
Колман. Но публике и критике больше всех понравился Гари Купер.
Голливудская студия «Парамаунт» тут же подписала с ним
долгосрочный контракт,
чтобы занимать его исключительно в вестернах. Прежде всего
подкупала внешность
актера: высокий рост, стройная фигура, сухощавое мужественное
лицо с прямым —
римским — носом, волевым, но отнюдь не массивным подбородком и
красивыми
светлыми глазами. О его походке можно было бы написать целое
исследование. Не
менее подкупающим было и его экранное поведение: полная
естественность поз и
жестов, уверенная неторопливость движений, то спокойное
достоинство, которое
свидетельствовало о незаурядной силе личности и внушало веру в
возможность
совершения им любого подвига. Этот привлекательный образ — в
самых разных
вариантах Гари Купер пронесет через всю актерскую биографию.
Не прошло и двух лет, как за исполнение роли в «Виргинце» он был
признан лучшим
актером года.
В 1929 году после картины Виктора Флеминга «Песни волка» о
Купере заговорили уже
как о выдающемся актере. Он был счастлив и, наконец, влюблен в
свою партнершу,
актрису Люпе Веллес, мексиканку с изящной талией и шикарным
бюстом. Уже тогда в
«Парамаунте» забеспокоились, как бы слишком вольное поведение
актера «с этой
мексиканкой» не повредило его имиджу героя-праведника. Внимание
всей лос-
анджелесской прессы было приковано к этому роману. Поползли
слухи, что Купер и
Веллес собираются пожениться.
А вечером 13 сентября 1930 года в прессе появилось сенсационное
сообщение:
«Актриса Люпе Веллес на вокзале выстрелила в упор в своего
любовника (и без пяти
минут мужа) голливудского актера Гари Купера. К счастью, она
промахнулась».
Люпе не знала, что студия «Парамаунт» фактически поставила ему
ультиматум:
расстаться либо с ней, либо с амплуа ведущего актера. Купер —
любимец публики,
благородный ковбой, рыцарь без страха и упрека — был заложником
собственного
имиджа и не имел права разрушать этот миф скандальными
приключениями. Студия
посылает Купера в Европу, подальше от Люпе. Для публики — он
едет в отпуск
В июле 1931 года «Парамаунт» возвращает своего актера в
Лос-Анджелес, где
начинаются съемки картины «Его женщина». Джек Мосс посоветовал
Куперу
коллекционировать. . спортивные машины, а в перерывах между
фильмами — их стало
теперь не меньше пяти в год — уезжать в Африку охотиться. На
страницах
иллюстрированных журналов появляются фотографии квартиры актера
в Лос-Анджелесе
Полы и кресла устланы шкурами тигров и зебр, стены украшены
головами львов,
гепардов, антилоп.
На приеме по случаю завершения картины «Мы живем сегодня» Купер
знакомится с 20-
летней Вероникой Бэлфе, девушкой из высшего общества: ее дед был
богатейшим
фруктовым плантатором, а отчим — влиятельным финансистом с
Уолл-стрит. Юная
Рокки, как ее называли домашние, в восторге от Гари. 15 декабря
1933 года они
поженились.
Этот брак по расчету стал для Купера почти непосильной обузой.
«Гари втиснул
себя в образ жизни, который полностью противоречил его природе,
но который
навязала ему жена: бесконечные обеды, приемы, роскошные
привычки. Мы, партнерши
Гари, чувствовали его истинную натуру: он был создан для
бескрайних прерий, а не для унылых гостиных, сдержанная и
утонченная светская
беседа утомляла его до смерти. Больше всего он походил на
страдающего дикого
зверя в клетке», — вспоминала Ингрид Бергман.
Газеты и журналы охотно публиковали фотографии, на которых Гари
изображен рядом
с молодой безупречно одетой женой и очаровательной дочуркой
Марией.
На протяжении конца 20-х и 30-х годов, снявшись более чем в
тридцати фильмах,
Купер не только становится одной из главных звезд Голливуда, но
и завоевывает
репутацию крепкого профессионала, способного придавать самые
разнообразные
оттенки своему постоянному амплуа. Влиятельнейший голливудский
кинокритик
заявил, что есть два непревзойденных символа американского кино:
Гари Купер и
Чарли Чаплин.
Купер с равной естественностью чувствует себя в приключенческом
и военном
фильме, комедии и психологической драме. Приход в кино звука
увеличивает его
популярность. Оказывается, что он так же растягивает слова, как
и жесты,
вдумчиво и с уверенностью в собственной правоте.
Герои Купера неукоснительно чтили ковбойский кодекс. Это не
зависело от того,
изображал ли актер известного западного искателя приключений
Дикого Билла Хикока
в фильме Сесиля де Милля «Житель равнин» (1936) или никогда не
существовавшего
техасского рыцаря Коула Хардена из картины Уильяма Уай-лера
«Человек с Запада»
(1940). Все равно оба они были одинаково безупречны и одинаково
легендарны.
От серийных вестернов он быстро переходит к крупным картинам,
работает с
ведущими мастерами американского кино: Льюисом Майлстоуном
(«Предательство»,
1929), Джозефом фон Штернбергом («Марокко», 1930), Рубеном
Ма-муляном (Городские
улицы», 1931), Фрэнком Борзеджем («Прощай, оружие», 1933),
Кингом Видором
(«Свадебная ночь», 1934), Эрнстом Любичем («Восьмая жена Синей
Бороды», 1938).
За роль миллионера Дидса в социальной комедии Фрэнка Капры
«Мистер Дидс
переезжает в город» («Во власти доллара», 1936) он впервые
претендовал на премию
«Оскар». Престижный приз принесла ему роль в фильме Хауарда
Хоукса «Сержант
Йорк» (1941)...
Конечно, в потоке фильмов, рассчитанных на эксплуатацию его
внешних данных и
популярности, актера постоянно подстерегают штампы, будь то
образ ковбоя или
офицера Но в основе всегда лежит тип стопроцентного американца
Не случайно Фрэнк
Капра поручил Куперу главную роль в своей социальной комедии
«Познакомьтесь с
Джоном Доу» (1941).
Купер никогда и ни при каких обстоятельствах не отказывается от
съемок. Днем
играл в одном фильме, ночью — в другом. Как-то он пришел на
съемки фильма
«Дьявол и пучина» совершенно больным, с высокой температурой.
Купер несколько
часов подряд провел в седле, бешено галопируя по невадской
пустыне. И лишь после
того как оператор выключил камеру, Гари упал, потеряв сознание.
Когда «Парамаунт» решает экранизировать роман Эрнеста Хемингуэя
«По ком звонит
колокол» (1943), на главную роль прочат Гари. Хемингуэй и Купер
были друзьями с
той поры, когда Гари впервые сыграл молодого солдата в фильме
«Прощай, оружие!».
Они ездят вместе в Африку на сафари, общаются домами. Для
Хемингуэя Купер был
единственным, кто мог сыграть Роберта Джордана —
преподавателя-идеалиста
американского колледжа, влюбленного в Марию. Потребовались
значительные усилия,
чтобы «Парамаунт» смог вытащить Купера из «МГМ».
За роль в картине «По ком звонит колокол» Гари Купер вновь
оказался среди
претендентов на премию «Оскар», но на этот раз киноакадемики
присудили ее
Лукасу.
Он продолжал сниматься в вестернах. Во время съемок актер упал с
лошади и чудом
не разбился насмерть. Из больницы он выходит другим человеком.
Желчным,
раздражительным. А вскоре случается невозможное: 47-летний Гари
Купер избивает
жену Рокки. Америка в шоке: как горько она разочарована в своем
рыцаре, в своем
благородном герое1
Партнеры по картине теперь опасаются Гари, актрисы, обычно
охотно флиртующие с
ним на съемках, стараются держаться от него подальше. Его срывы
учащаются, и
вновь наступает момент, когда он впадает в бешенство. Партнерша
Патриция Нил,
чтобы успокоить Гари, уводит его в свою гримерку...
Теперь их часто видят вместе в кафе, на набережной. Впервые
после истории с Люпе
Гари чувствует, что по-настоящему влюблен. Патриция Нил моложе
Гари на 25 лет.
Купер бросает семью и уходит к своей любовнице. Первый раз за
тридцать лет своей
актерской карьеры Купер прерывает съемки и увозит Нил во
Флориду. Он заявляет
журналистам, что Патриция — самая большая любовь его жизни.
Во флоридском уединении Куперу попадается на глаза статья о том,
что, по всей
вероятности, карьера его закончилась Картина «Яркий лист», в
которой Гари снялся
вместе с Пат, принесла кассовый сбор вдвое меньше, чем
ожидалось. Студия
«Парамаунт» впервые понесла убытки на фильме с участием Купера.
«Вряд ли
американцы захотят теперь видеть в роли благородного рыцаря
этого лицемера,
бросившего жену и ребенка», — писала «Лос-Анджелес тайме».
В 1952 году на экраны вышел вестерн Фреда Циннемана «Ровно в
полдень» с Гари
Купером в роли шерифа Кейна. Пятидесятилетний актер остро
переживал затянувшуюся
размолвку со своей супругой Рокки и уже не находил особой
радости в новом романе
с Патрицией Нил. Его донимали артрит, боли в спине и язва
желудка, а как
выяснилось уже после окончания съемок, вдобавок ко всему Купер
нуждался в
удалении грыжи. По Голливуду поползли слухи, что «старина Куп»
свое отыграл. Две
его последние картины оказались полным провалом, и, чтобы
работать у продюсера
Стенли Крамера, актер был вынужден существенно снизить свой
гонорар. «Я сказал
ему «Просто выгляди усталым», — вспоминает Циннеманн. — И он так
и сделал,
причем великолепно»
Первая же неожиданность картины заключалась в том, что герой
находился не в
преддверии его мужественной карьеры, а в ее конце. Шериф, слагая
с себя все
полномочия, собирается уезжать. Когда появился фильм «Ровно в
полдень»,
заговорили о «сверхвестерне». Главный персонаж картины уже не
тот непобедимый
чемпион, которому все легко дается; маска «виртуоза прицельной
стрелы» слетает,
и мы видим лицо одинокого израненного человека, которому страшно
Гари Купер
великолепно передает новое воплощение героя вестерна; великий
актер сумел
несколькими скупо намеченными чертами придать своему герою
удивительную
человечность.
За свою роль в фильме «Ровно в полдень» Гари Купер удостоился
«Оскара». Его игра
была одновременно человечной и героической, что тотчас поставило
картину в ряд
классики «Стоило только взглянуть на его лицо, как вы уже читали
его мысли», —
сказала его партнерша по фильму Грейс Келли.
Узнав о болезни дочери Марии, он немедленно возвращается в
Лос-Анджелес. В
прессе появилось сообщение: актер Гари Купер, лечившийся во
Флориде
от нервного расстройства, прервал отдых, едва узнав о болезни
своей любимой
дочери Марии. Теперь семья снова вместе.
Жена Рокки, используя свои высокие связи в Ватикане, устроила
для Купера частную
аудиенцию у Папы Пия XII. Это наивысшее признание, которое Гари
получил не
просто как актер, но как национальный символ Америки.
9 апреля 1959 года он совершит шаг, который его мать Алиса Купер
не простит ему
до самой смерти: поддавшись уговорам жены и дочери, Гари
переходит в
католичество. Церемония состоялась в одной из церквей
Лос-Анджелеса.
Купер выглядел вечно усталым. Он страдал от язвы желудка и
многочисленных травм,
полученных за десятилетия езды на лошадях, прыжков и падений, но
продолжал
сниматься в нескольких фильмах ежегодно. Несмотря на
пошатнувшееся здоровье, он
все так же работал без каскадеров, сам проделывая сложнейшие
трюки.
Морщины, усталость придадут его героям 50-х годов
психологическую глубину и
драматизм. В течение трех десятилетий Купер оставался в пятерке
самых кассовых
актеров Америки. Он может уже диктовать свои условия фирмам и
режиссерам. Хотя в
большинстве своих лент Гари продолжает воплощать идеальных
героев, их судьба
становится все более драматичной. Шериф в фильме Фреда Циннемана
«Ровно в
полдень» (1952) побеждает, но разочаровывается в людях.
«Веракрус» (1954),
«Дружеское увещевание» (1956) и «Человек с Запада» (1958) вносят
свой вклад в
модернизацию вестерна и переоценку воплощенных в нем ценностей,
«Любовь после
полудни» (1957) Билли Уайдлера возвращает актера к его
комедийным пристрастиям,
а последний фильм — английский триллер «Обнаженное лезвие»
(1961) — приобретает
трагическое звучание.
В апреле 1961 года Куперу был присужден третий «Оскар» — за
многие памятные роли
и личный вклад в международное признание киноискусства. Премию
за него получал
его друг и соратник Джеймс Стюарт. Через месяц, 13 мая, Гарри
Купер скончался от
рака.
Он умирал долго и мучительно. От Папы Пия XII пришла ободряющая
телеграмма,
актеру звонил президент Джон Кеннеди, у его постели неотлучно
находились жена и
дочь.
Смерть пришла около полудня. Журналисты нашли это
примечательным: один из самых
знаменитых вестернов Купера назывался «Ровно в полдень». И на
следующий день
газеты написали: «Жизнь Гари Купера оборвалась ровно в полдень,
когда солнце
находится в самой высокой точке небосклона. Разве это не
достойная смерть для
самого безупречного рыцаря Америки?» |